Найти тему

UFO 2 : Flying . Не "Белладонной" едино

Наверное, я один из тех странных людей, кто предпочитает больше ранний пре-шенкеровский UFO. Как бы ни были отлично сыграны Phenomenon или No Heavy Petting, я не чувствую в них ту романтику и искренность первых двух альбомов, которые стилистически очень неустойчивы, выбиваются из общей дискографии и вообще большинством поклонников воспринимаются как неудачные эксперименты. Время было такое, все экспериментировали, и команда с Филом Моггом у микрофона не была исключением. Однако, как порой здорово и амбициозно звучат первый буги-блюзовый альбом и второй очень прогрессивно-спэйс-роковый. Это на самом деле была группа, которая не просто искала себя,а искала очень раскованно, не боясь идти на самые радикальные эксперименты.

-2

Вообще, в данном случае я склонен UFO периода до того, как к ним пришёл Михаэль Шенкер, сравнивать с группой, где "звездный" гитарист играл до прихода в "НЛО" - со "Скорпионз". Как звучал их первый альбом Lonesome Crow? Очень психоделично-арт-роково. И совершенно не походил на последующие творения "скорпов". Как-то удивительно так вышло, что самая экспериментальная пластинка немецких рокеров была сделана с младшим Шенкером, но стоило ему прийти в другой коллектив, как эксперименты, по крайней мере с большими формами, у UFO прекратились. Понятное дело, что Шенкер здесь совсем не при чём, но ведь занимательно?

-3

Вообще, разводя здесь такие философствования, хочется задаться одним вопросом: а можем ли мы группу UFO назвать коллективом "космического рока"? Если напрячься и вспомнить, кто играл такую музыку, то на ум приходят вполне себе знакомые команды: частично ранний Pink FLoyd, члены которого очень не любили такой термин, но ничего поделать со своей музыкой не могли; Hawkwind, нашедшие ключик к космическому звучанию посредством экспериментов с тяжелым блюз-роком и абразивными импровизациями; kosmische musik от краутрокеров Amon Duul II, Tangerine Dream и Ash Ra Tempel, где космоса порой было очень много, но музыка была вполне себе даже земная. Всё дело в формах и в отношении к этим формам. Всему виной тяга к импровизации, удлинению композиции и к потере структуры. Все вышеназванные коллективы звучат в чем-то очень похоже, но все они разные. А вообще, "космический рок" рок в руках некоторых музыкантов, как, например, Дэвида Боуи, был скорее визуальной подоплекой, нежели самостоятельным музыкальным жанром. Потому мы не можем понять, а были ли UFO группой космической музыки?

Звезды спэйс-рока - Hawkwind
Звезды спэйс-рока - Hawkwind

Если вспомнить их первый альбом, то он очень хард-блюзовый. Все это впечатление портит, быть может, вступительная инструменталка, в которой есть место звуковым спецэффектам, созданным с помощью осцилляторов, размытой структуре и "космическому" саунду, утопленному в реверберации. Но вообще, даже тут группа на самом деле звучит весьма собранно. Ведь дальше будут идти блюз-роковые Boogie For George, каверы на Эдди Кокрэна, очень красивая версия Come Away Melinda, которую обессмертили за год до этого Uriah Heep. Разнообразный материал, столь типичный для начинающих групп того времени, намекал, что коллектив хоть и может быть встроен в волну хард-блюза, но способен на большее. И очень скоро ему удастся это показать.

Но, к сожалению для самих музыкантов, восторженной реакции со стороны критиков и слушателей пришлось добиваться долго и упорно. Кавер на Эдди Кокрэна C`Mon Everybody станет хитом в Японии, буги-хард Boogie For George выстрелит ненадолго в Германии, а группа с Филом Моггом на вокале, Питом Уэем на басу, Миком Болтоном на гитаре и Энди Паркером за ударными пойдет в студию записывать свой второй альбом. Который будет выделяться не только среди релизов группы, но и вообще среди музыки того времени.

-5

Сколько по физическим законам вмещает пластинка: 45 минут при удачном стечении обстоятельств? One Hour Spacerock, второй альбом UFO, длился 60. Помнится, нечто подобное сделали Grand Funk со своим дебютником On Time, он чуть больше 50 минут звучал, но то еще было допустимо! А UFO записали альбом, где среди пяти композиций одна звучала почти 19 минут, а вторая 26 с половиной.

-6

Помимо двух длинных "телег", было три относительно коротких композиций. Все они в равной степени отсылают к космическому полету, но альбом нельзя назвать "концептуальным": он таковым является в желании группы приобщиться к космическому року, но сюжетная канва уверенно присутствует лишь в номерах, посвященных загадочному Принцу Каджуку. Загадочный персонаж, происхождение которого даже сами музыканты не могут внятно объяснить, появляется в третьей и четвертой композиции под названиями Prince Kajuku и Coming Of Prince Kajuku соответственно. Что за таинственный герой? Фил Могг как-то говорил в одном интервью, что одного из членов технического персонала, носителя шикарной афро-шевелюры, прозвали таким диковинным прозвищем. Небольшую правду на происхождение имени приоткрыла некая комментаторша из Новой Зеландии, утверждавшая, что ее отец по имени Пол Кейси был роуди группы, единственным среди знакомых музыкантов, у кого был фургон. А сама девушка по имени Люси является племянницей тогдашнего барабанщика группы Энди Паркера. Значит, про родственника поют в этих песнях!

Настоящий спэйс-рок начинается в композиции Star Storm. Слушая её в первые разы, я невольно вспоминал концертные исполнения Dazed and Confused Led Zeppelin, особенно те моменты, когда Джимми Пейдж подключал педаль "квакушку", проводил по струнам смычком и по полчаса издавал различные звуки на своей гитаре. Вот что-то такое составляет почти половину Star Storm. И это никак не умаляет её достоинств. Ибо начинается она с пульсирующего остинатного баса, на фоне которого утопленная в реверберации такая же "квакующая" гитара Болтона выдаёт спорадические соло. В какой-то момент вступает ритм-секция, начинает звучать очень ритмичный хард-рок, где опять же Болтон показывает чудеса палм-мьюта на гитаре, то приглушая её, то наоборот приоткрывая. Три куплета без припевов, но зато настолько грувовые, что лишний раз хочется переслушивать этот песенный момент.

Затем группа уходит сначала в джем по мотивам песенной части, а дальше растворяется в космическом джеме. В какой-то момент ударных почти нет, бас играет роль фундамента, поверх которого гитара выдаёт различные эффекты. Будто бы уже и нет ритма, всё погружено в космические слои абсолютно не роковой гитары, слышны даже осцилляторы, издающие узнаваемые "бип-бип". Всё возвращается на круги своя, когда бас начинает играть почти маршевый аккомпанемент, а гитара выдаёт блюзовые соло, возвращаясь к репризе песенной части. 18 минут проходят довольно быстро, но вы успеваете погрузиться в транс.

-7

После этого слушать вполне себе мощный хард-роковый Prince Kajuku даже непривычно. Но он словно бы возвращает нас в нормальное состояние перед тем, как мы окончательно улетим в последней композиции Flying.

Помимо того, что она звучит полчаса, в ней постоянно что-то происходит. Начинается она с пропущенной через эхо гитары, а позже превращается в медленный тягучий блюз. Фил Могг рассказывает историю некоего астронавта, стремящегося в космические дали, и по сюжету это напоминает Space Oddity Дэвида Боуи: чем дальше герой, тем дальше от него казавшаяся такой близкой Земля. Вместо того, чтобы попасть на другую планету, на самом деле он двигался куда-то внутрь Земли, оказавшись под ней, обречённый остаться там навсегда.

В какой-то момент между этими блюзовым частями возникает почти фанковая импровизация с уже привычной для нас "квакующей" гитарой. Болтон обыгрывает мелодию, которая ещё чуть-чуть и зазвучит как "Братец Луи" Modern Talking, но то сыграно лет на 15 раньше, да никакой связи нет.

Кажется, что группа решила играть в джемовый прог-рок. Композиция стремительно меняется, то переходя в хард-роковый скоростной фрагмент, то в марш, где обыгрывается мотив из блюзовой песенной части, то устраивая гитарный шум. Как и в случае в Star Storm, после "космических" импровизаций, всё возвращается к тому же самому песенному фрагменту, тем самым мы логически возвращаемся к тому, что слышали в начале.Кажется,это очень амбициозно не только для UFO, но и для британского рока в целом.

-8

Жаль, что группа не имела шансов развиваться в этом направлении, поскольку само направление музыкантам не подходило. Быть может, даже в рамках альбома они поняли, что это предел их возможностей, поэтому в феврале 1972-го года гитарист Болтон покинет коллектив. На его место придёт Михаэль Шенкер, только что выпустивший альбом со своей первой группой Scorpions, а всё остальное- уже история.

Пластинка One Hour Space Rock будет иметь скромный успех, запомнится в Германии и Японии, где такая музыка пользовалась популярностью. Даже в нынешнее время там просят коллектив исполнить "Принца Каджуку". А это многое значит!

Друзья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии! Впереди много интересного!