В 1957 году , по заказу Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) МО СССР была начата разработка всепогодного самоходного ствольного зенитного комплекса ( зенитной самоходной установки), предназначенного для противовоздушной обороны мотострелковых ( танковых) полков в различных условиях боевой обстановки, в том числе на марше. Комплекс должен был заменить буксируемые малокалиберные зенитные пушки и пулеметные установки, используемые в полках. Головным разработчиком ЗСУ в целом ( а также гусеничного самохода) являлось ОКБ-40 Мытищинского Машиностроительного Завода ( Гл. Конструктор- Н.А. Астров). После всесторонних испытаний, ЗСУ 2А6 в сентябре 1962 года была принята на вооружение Советской Армии под индексом ЗСУ-23-4 "Шилка". Одновременно , НИИ-20 ГКРЭ (будущий НИЭМИ) вел разработку ЗСУ-37-2 "Енисей", оснащенную спаренной 37мм автоматической пушкой и радиолокационным прицельным комплексом "Байкал". Велась разработка счетверенного варианта такой пушки, имевшей обозначение "Шквал". И ЗСУ-23-4 и ЗСУ-37-2 имели свои преимущества и недостатки, однако, по ряду причин, на вооружение была принята именно "Шилка". Серийное производство машины в целом осуществлялось с 1964 по 1969 год на Ульяновском Механическом Заводе; гусеничного самохода- на Мытищинском Машиностроительном и Минском Тракторном Заводах.
"Шилка" представляет собой полностью бронированную гусеничную боевую машину. Боевая масса , в зависимости от модификации, составляет от 19 до 20,5 тонн. Экипаж- 4 человека. Механик-водитель размещается в отделении управления , которое находится в передней части корпуса по левому борту. В верхнем лобовом листе выполнен люк с прямоугольной крышкой, в котором имеется дополнительное ветровое стекло с откидным бронещитком. Для наблюдения за местностью в боевой обстановке мехвод использует перископический прибор наблюдения Б-190 ( в крыше корпуса над люком, или два стеклоблока Б-1 ( в скуловых листах справа и слева от люка).
Боевое отделение находится во вращающейся башне, смонтированной на шариковой опоре танка Т-54 в средней части корпуса. В башне слева от пушки находится рабочее место командира машины ; справа- оператора поиска ( наводчика) и оператора дальности.
МТО размещается в кормовой части корпуса за герметичной перегородкой.
В состав ЗСУ-23-4 входили:
- 23мм счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23-4 "Амур"( 2А10) ;
- электрогидравлические силовые следящие приводы 2Э2;
- радиолокационный приборный комплекс РПК-2 "Тобол";
- система электропитания;
- навигационная аппаратура;
- дневные и ночные приборы наблюдения;
- аппаратура противоатомной защиты ( ПАЗ);
- аппаратура внешней и внутренней связи;
- гусеничный самоход ГМ-575.
В состав автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 входят четыре 23мм автомата 2А7, установленных попарно на верхней и нижней люльках, соединенных между собой параллелограммными тягами, придающей стволам параллельное расположение. Принцип действия автоматики пушки основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в канале ствола. При этом темп стрельбы из четырех стволов составлял 3400...3600 выстрелов в минуту.
Стволы имеют жидкостное охлаждение; охлаждающая жидкость вода или антифриз . Электродвигатель системы охлаждения через редуктор вращает вал насоса, который подает охлаждающую жидкость к стволам по специальным патрубкам ( на машинах ранних выпусков- сварным; поздних- с гибкими резинометаллическими шлангами). Механизм перезарядки- пневматический ( на машинах поздних выпусков- пиротехнический, имеющий большую надежность).
В боекомплект входят 2000 патронов с бронебойно-зажигательными трассирующими ( БЗТ) , осколочно-фугасно- зажигательными трассирующими ( ОФЗТ) или осколочно-фугасно-зажигательными ( ОФЗ) снарядами, снаряженными в ленты в соотношении 1:5. Пушка комплектуется двумя патронными коробками по 1000 патронов, установленными в передней части башни . Люки для доступа к патронным коробкам оборудованы в крыше. Ленты из патронных коробок через большие и малые рукава подачи подводятся к секторным лоткам, подающими патроны в ленте в приемные окна автоматов и досылающих первый патрон в подающие механизмы автоматов.
БЗТ- снаряд имеет начальную скорость 980 м/c и на дистанции 700 метров пробивает 15мм гомогенную стальную броню под углом 60 градусов.
Круглосуточную и всепогодную боевую работу ЗСУ-23-4 обеспечивал радиоприборный комплекс РПК-2 , в состав которого входили РЛС орудийной наводки , счетно-решающий прибор и визирное устройство. РЛС 1РЛ33 представляет собой когерентно-импульсную станцию сантиметрового диапазона, обеспечивающую захват и сопровождение цели ( типа "Истребитель МиГ-17") на дальностях от до 10 километров на высоте 2000 метров и не менее 6 километров- на высоте 50 метров. Обнаружение цели осуществлялось при круговом или секторном ( 30...80 градусов по азимуту и 30 градусов -по углу места ) поиске, после чего цель захватывалась на автосопровождение и определялись ее текущие координаты, по которым счетно-решающий прибор вырабатывал упрежденные данные для наводки артустановки АЗП-23-4. Автоматическое наведение пушек обеспечивалось с помощью силовых гидроприводов 2Э2. Ведение прицельной стрельбы в движении осуществляется с помощью системы стабилизации. РЛС сопровождает цель, определяет ее координаты и передает их на счетно-решающий прибор 1А7 ( СРП). СРП решает задачу встречи снаряда с целью и определяет координаты упрежденной точки, которые поступают в орудийный преобразователь координат ( ОПК) . Гироазимутгоризонт- основной прибор системы стабилизации- определяет и передает на ОПК значения углов продольной и поперечной качки машины, а следящая система - значение угла курса. ОПК вырабатывает полные углы вертикального и горизонтального наведения, которые отрабатываются приводами наведения. В результате стволы пушки постоянно наводятся в упрежденную точку с учетом углов продольной и поперечной качки машины.
Задачу удержания оси антенны в неподвижном положении при продольной и поперечной качке машины решает визирный преобразователь координат , вырабатывающий соответствующие углы поворота антенны по поступающим с нее угловым координатам цели, которые затем отрабатываются следящими приводами стабилизации.
Стрельба в движении была возможна на скоростях до 20 км/ч; в ходе дальнейшей модернизации- до 40 км/ч.
Для стрельбы из пушек и наблюдения за ее результатами используется визирное устройство Б-7. В ее состав входят основной визир и прицел- дублер. Первый предназначен для наблюдения за воздушной обстановкой при стрельбе с применением РПК-2 и измерения угловых координат цели. Головка основного визира постоянно находится в согласованном положении с антенной РЛС. Второй- используется для наведения пушки по воздушным и наземным целям без использования РПК-2. Головка прицела- дублера согласована с АЗП-23-4. Оптические каналы визиров имеют увеличение 2 и 6 крат ( поле зрения - соответственно 36 и 11,3 градуса). Визирование в вертикальной плоскости осуществляется в пределах от -15 до + 87 градусов. Визирное устройство размещено в башне перед рабочим местом оператора поиска- наводчика.
Командир машины также может вести огонь из пушек с помощью командирского прибора наведения КПН ( на машинах выпуска после 1969 года). Он предназначен для визирования воздушных целей и полуавтоматического наведения антенны РЛС на цель. КПН монтируется в командирской башенке правее прибора наблюдения ТКН-1. В его состав входят коллиматорный визир и основание с поворотной частью. Визирование цели обеспечивается в секторе от -5 до +30 градусов по вертикали и 40 градусов- по горизонтали. Угол горизонтального и вертикального наведения визира можно изменять с помощью рукоятки управления. Визирование цели заключается в совмещении центра перекрестия коллиматорного визира с помощью рукоятки управления. При этом обеспечивается синхронное наведение антенны на цель.
"Шилка" обеспечивала поражение самолетов, летящих со скоростью до 450м/c в круговой зоне обстрела : по дальности от 200 до 2500 метров; по высоте- до 2000 метров. При этом эффективность стрельбы по самолету, находящемуся в зоне обстрела, находилась в пределах 0,05...0,25. Время реакции не превышало 20 секунд; время перевода ЗСУ из походного положения в боевое- 5 минут.
Для круглосуточного наблюдения за местностью в командирской башенке монтировались прибор наблюдения ТКН-1 с осветителем ИК- излучения и дополнительный призменный прибор наблюдения.
У механика-водителя вместо штатного перископического прибора наблюдения может устанавливаться ПНВ активного типа ТВН-2БМ или ТВНЕ-4ПА. Для определения местоположения ЗСУ в затрудненных условиях ориентирования используется навигационная аппаратура ТНА-2. В качестве средств связи применяется стандартная УКВ- радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124 на 4 абонента.
Корпус и башня сварные, изготовлены из катаных стальных броневых листов толщиной 6, 8, 10мм. Машина оснащена системой противопожарного оборудования и системой противоатомной защиты. Для питания всех систем ЗСУ постоянным током используется система электропитания , состоящая из газотурбинного двигателя ДГ-4 мощностью 70 л.с. с редуктором ( установлен в МТО справа от основного двигателя), комплекта источника постоянного тока, 4-х аккумуляторных батарей, преобразовательного комплекта, приборов управления ,контроля и сигнализации, вспомогательных механизмов. В МТО гусеничного самохода ГМ-575 размещался четырехтактный шестицилиндровый бескомпрессорный дизель В-6 ( В-6Р на машинах поздних выпусков) мощностью 280 л.с . при 2000 об/мин. Система охлаждения двигателя- жидкостная, принудительная, закрытого типа. Поток воздуха для охлаждения водяного и масляного радиаторов осуществляется за счет использования отработанных газов двигателя ( эжектор). Система воздухоочистки комбинированного типа- инерционная решетка с циклонами и три фильтрующих кассеты.
В состав механической трансмиссии входят силовой редуктор, многодисковый главный фрикцион сухого трения с механическим приводом, пятиступенчатая коробка передач , два планетарных механизма поворота с остановочным и блокировочным тормозами , совмещенные с бортовыми передачами.
В состав ходовой части входят по шесть обрезиненных полых опорных катков со стальными дисками на борт, цельнометаллические направляющие и ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, гусеницы с закрытым металлическим шарниром последовательного типа с кривошипными механизмами натяжения. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную подвеску с несоосным расположением торсионных валов. На первых, пятом левом и шестом правом опорных катках монтируются гидравлические амортизаторы, а на всех катках левого борта ( кроме второго) и правого ( кроме второго и шестого)- дополнительные пружинные упоры.
"Шилка" стала поступать в войска с 1965 года. В Советской Армии она находилась на вооружении зенитных ракетно-артиллерийских батарей мотострелковых и танковых полков. В состав батареи входили взвод ЗРК "Стрела-1" и взвод ЗСУ "Шилка". Управление батареей осуществлялось начальником полка через автоматизированные пункты управления ПУ-12 ( ПУ-12М).
После принятия на вооружение, машина прошла несколько этапов модернизации. Первая модернизация была проведена в 1968...1969 гг. В результате , была повышена надежность работы основных систем ЗСУ, для наведения РЛС на визуально обнаруженную цель введен командирский прибор наведения ( КПН), увеличен ресурс работы газотурбинного агрегата с 300 до 450 часов. Модернизированная установка получила обозначение ЗСУ-23-4В. В ходе ОКР 1970...1971гг была усовершенствована конструкция счетно-решающего прибора, что позволило повысить точность и эффективность стрельбы, надежность автосопровождения цели, при увеличении скорости движения ЗСУ с 20 до 40 км/ч. Повышена надежность работы РЛС 1РЛ33М. Ресурс ГТД увеличен с 450 до 600 часов. Усилена система вентиляции боевого отделения, установлены объемные воздуховоды с защитными кожухами по бортам башни. Машина получила обозначение ЗСУ-23-4В1.
На принятой на вооружение в 1973 году ЗСУ-23-4М1 была повышена живучесть 23мм автоматов 2А7М ( пушка 2А10М) с 3000 до 4500 выстрелов за счет применения в системе охлаждения гибких резинометаллических шлангов и механизмов пирозарядки, улучшения технологии изготовления автоматов. Вновь увеличен ресурс ГТД ДГ-4М1 с 600 до 900 часов. Доработана система вентиляции , установлен дополнительный кожух на крыше башни по правому борту. Наконец, в 1979 году на ЗСУ-23-4М3 был установлен радиозапросчик "Лук" системы опознавания самолетов "свой-чужой". Установка в больших количествах поставлялась на экспорт, как в страны Варшавского Договора, так и ряд стран Ближнего Востока, Азии и Африки.
Машина активно применялась в различных военных конфликтах начиная со второй половины 60-х гг. Активно применялась в ходе "Войны Судного Дня" ( Арабо-Израильской Войны) в октябре 1973 года Сирийской Армией . "Шилки" входили в состав зенитных дивизионов танковых дивизий и отдельных танковых бригад, а также использовались для прикрытия батарей ЗРК "Квадрат". В зависимости от боевых условий и рельефа местности, ЗСУ развертывались на удалении от 400 до 1000 метров от прикрываемых подразделений. Огонь по самолетам ВВС Израиля открывался на дистанциях 1500...2000 метров. При этом , как правило , использовалось визуальное обнаружение цели, поскольку РЛС имела ограниченные поисковые возможности без предварительного целеуказания, кроме того, сказывался и недостаточный уровень защиты от помех активного типа. Также, эффективность работы РЛС снижалась из -за сильно пересеченной местности, а экипажи имели недостаточный уровень боевой подготовки. Тем не менее, "Шилки" показали достаточно высокую боевую эффективность, обеспечивая прикрытие войск от низколетящих и особенно от внезапно появляющихся воздушных целей. Эффективность стрельбы по результатам боевых действий составила 0,15...0,18 на одну установку. При этом на каждую сбитую цель было израсходовано от 3300 до 5700 снарядов.
В течение октября 1973 года из 98 самолетов ВВС Израиля, сбитых комплексами ПВО Сирии на долю ЗСУ-23-4 пришлось 11 пораженных целей. За апрель- май 1974 года из 19 сбитых израильских самолетов 5 сбили "Шилки". В ходе военных конфликтов была продемонстрирована также достаточно высокая эффективность поражения наземных целей , а также проходимость в условиях пустыни и горной местности. Машина широко использовалась в боевых действиях в Афганистане в составе Ограниченного Контингента Советских Войск. Большой угол возвышения стволов пушки и высокая скорострельность позволяли эффективно уничтожать огневые точки и живую силу противника в условиях горной местности. При этом огонь "Шилок", помимо боевого эффекта часто оказывал на противника еще и сильное психологическое воздействие, приводя к потере боеспособности.
Специально для ОКСВ была разработана модификация ЗСУ-23-4М2. С установки была демонтирована РЛС, за счет чего увеличен боекомплект до 3000...4000 патронов. На крыше башни по правому борту монтировался кронштейн для крепления приемопередатчика РЛС наземной разведки ПСНР-5 ( "Кредо"), а перед люком наводчика- ночной прицел ТПН3-49-1. После развала СССР некоторое количество ЗСУ из состава ВС РФ также было переоборудовано в вариант М2 по причине износа аппаратуры РПК.
Несмотря на принятие на вооружение Советской Армии в 80-х гг более совершенного ЗПРК "Тунгуска", ЗСУ-23-4 остается на вооружении до настоящего времени.
Источники:
1. С.И. Петухов И.В. Шестов "История создания и развития вооружения и военной техники ПВО сухопутных войск России." Часть 1; М.; "ВПК";1997
2. Ю.М. Сойкин О.А. Ширяев "Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 "Шилка". Учебное пособие".
3. В. Чобиток "Шилко-Тунгуска" или "Афганский вариант"/ "Танки. Работа над ошибками ."/ Яндекс Дзен.
4. Михаил Барятинский "Больше полувека в строю"/ "Моделист-Конструктор" апрель 2019.