Найти в Дзене
Renovatio

Рождение и агония Эроса

Проблема любви во все эпохи являлась важной социальной темой. Любовь как форма мотивации была известна ещё со времен Эмпедокла, считавшего любовь и вражду образующими силами космоса. Однако в этическом или человеческом смысле среди греков о любви первым заговорил Платон, касаясь этой темы во многих своих диалогах, начиная от небезызвестного «Пира» и заканчивая «Лисидом».

Эрос играет огромную роль в платоновской мысли.

Во-первых, любовь тесно связана с философией. Мы знаем Сократа по его яркому «лозунгу»: «Я знаю, что ничего не знаю» («Апология», 22d), но в «Пире» он произносит слова, которые прямо противоречат этой максиме. Сократ говорит, отвечая на предложение Эриксимаха воспеть Эрота: «Ни мне, раз я утвер­ждаю, что не смыс­лю ни в чем, кро­ме люб­ви, ни Ага­фо­ну с Пав­са­ни­ем, ни, подав­но, Ари­сто­фа­ну…» (177d-e). Ряд исследователей предположил, что здесь имеет место игра слов между термином erôs (любовь) и глаголом erôtan (задавать вопросы). Любовь тесно связана с процессом познания, является её основой.

Во-вторых, эрос есть способ восхождения к прекрасному самому-по-себе. Эта характеристика любви напрямую связана с первой. Поскольку всякий эрос является нехваткой, следующим жестом он становится стремлением. Эрос — сын богатства и бедности, нечто среднее между двумя крайностями. В «Пире» Платон определяет эрос как «стремление родить в прекрасном» (206e). Это стремление реализуется либо физическим путём (половым воспроизведением), либо путём диалектики (деятельности философа). Для восхождения к идее прекрасного необходимо подняться по лестнице эроса, которая состоит из следующих обязательных ступенек:

Любовь к одному прекрасному телу => любовь ко многим прекрасным телам => восхищение нравами и обычаями => восхищение науками => знание о прекрасном => прекрасное само-по-себе.

Определенно, платоновское представление об эросе не теряет своей актуальности. Когда возникает необходимость сегодня заговорить о любви, мы вновь видим возвращение к Платону. Бён-Чхоль Хан пишет:

«В эросе обитает зародыш универсального. Когда я рассматриваю прекрасное тело, я уже оказываюсь на пути к прекрасному самому по себе. Эрос склоняет и побуждает душу родить в прекрасном. От него исходит духовное побуждение. Побуждаемая эросом душа делает прекрасные поступки, имеющие универсальное значение. Таково учение Платона об эросе. Оно не просто, как обычно полагают, враждебно относится к чувствам или удовольствиям. Если любовь, как сегодня, профанизируется до сексуальности, из неё исчезает сила эроса» (с. 115)

Почему так происходит? Почему эрос профанируется? Дело в том, что в современном мире, ориентированном на чистую позитивность, нет место Другому. В мире потребления нет места для атопичности, потому что инаковость всегда негативна. Она заставляет тебя остановиться, выдергивает из привычного контекста. Вероятнее всего, она губит тебя, убивает. Её невозможно ни с чем сравнить. В современном мир dating-приложений и порнографии («Секс — это услуга. А сексуальность — это капитал, который нужно приумножать. Тело с его выставочной стоимостью приравнивается к товару», с. 48), где любую личность, тело или их композит можно оценить по набору позитивных критериев и вычеркнуть то, что не проходит по количеству баллов, инаковость становится практически невозможной. Потому что она сразу вызовет отторжение.

Скульптура «Похищение Прозерпины» Джованни Лоренцо Бернини (1621—1622 гг.)
Скульптура «Похищение Прозерпины» Джованни Лоренцо Бернини (1621—1622 гг.)

Мы живём в эпоху себялюбия: не давая себя ничему и никому удивить, мы наслаждаемся приятным и выбираем то, что отождествляем с собой. В мысль о любви не проникает мысль о смерти, искренняя мысль о смерти, не вызванная желанием контроля. Тристан и Изольда, Гамлет и Офелия, Абеляр и Элоиза, — их драмы не относятся к спокойному сегодня. К сегодня, к эре отсутствующей дистанции, к эпохе неразделенности:

«Близость — это негативность. Поэтому в ней есть напряжение. Отсутствие дистанции — это, напротив, позитивность». (с. 50)

Эрос агонирует — Хан прав. В эпоху, когда ты можешь «подцепить» почти любую даму на свой вкус в сервисе знакомств или найти необходимую тебе информацию в Интернете, ты не встречаешь никаких проблем. Только наслаждаешься. Работаешь, наслаждаешься, снова работаешь. Как итог — выгорание и депрессия.

«Быть сраженным любовью — значит, быть уже слишком негативным. Но именно в этой негативности и состоит суть любви: «Любовь не есть возможность, она возникает не как наше начинание, у нее нет основания; она нас охватывает и поражает». Управляемое способностями общество достижений, в котором все возможно, в котором все является начинанием и проектом, не имеет доступа к любви как поражению и страсти». (с. 51)

Гражданам греческих полисов однажды стало настолько скучно, что они придумали философию. Насколько скучно должно стать нам, чтобы мы снова придумали любовь? Вот в чем вопрос.

а.и.