Проблема любви во все эпохи являлась важной социальной темой. Любовь как форма мотивации была известна ещё со времен Эмпедокла, считавшего любовь и вражду образующими силами космоса. Однако в этическом или человеческом смысле среди греков о любви первым заговорил Платон, касаясь этой темы во многих своих диалогах, начиная от небезызвестного «Пира» и заканчивая «Лисидом».
Эрос играет огромную роль в платоновской мысли.
Во-первых, любовь тесно связана с философией. Мы знаем Сократа по его яркому «лозунгу»: «Я знаю, что ничего не знаю» («Апология», 22d), но в «Пире» он произносит слова, которые прямо противоречат этой максиме. Сократ говорит, отвечая на предложение Эриксимаха воспеть Эрота: «Ни мне, раз я утверждаю, что не смыслю ни в чем, кроме любви, ни Агафону с Павсанием, ни, подавно, Аристофану…» (177d-e). Ряд исследователей предположил, что здесь имеет место игра слов между термином erôs (любовь) и глаголом erôtan (задавать вопросы). Любовь тесно связана с процессом познания, является её основой.
Во-вторых, эрос есть способ восхождения к прекрасному самому-по-себе. Эта характеристика любви напрямую связана с первой. Поскольку всякий эрос является нехваткой, следующим жестом он становится стремлением. Эрос — сын богатства и бедности, нечто среднее между двумя крайностями. В «Пире» Платон определяет эрос как «стремление родить в прекрасном» (206e). Это стремление реализуется либо физическим путём (половым воспроизведением), либо путём диалектики (деятельности философа). Для восхождения к идее прекрасного необходимо подняться по лестнице эроса, которая состоит из следующих обязательных ступенек:
Любовь к одному прекрасному телу => любовь ко многим прекрасным телам => восхищение нравами и обычаями => восхищение науками => знание о прекрасном => прекрасное само-по-себе.
Определенно, платоновское представление об эросе не теряет своей актуальности. Когда возникает необходимость сегодня заговорить о любви, мы вновь видим возвращение к Платону. Бён-Чхоль Хан пишет:
«В эросе обитает зародыш универсального. Когда я рассматриваю прекрасное тело, я уже оказываюсь на пути к прекрасному самому по себе. Эрос склоняет и побуждает душу родить в прекрасном. От него исходит духовное побуждение. Побуждаемая эросом душа делает прекрасные поступки, имеющие универсальное значение. Таково учение Платона об эросе. Оно не просто, как обычно полагают, враждебно относится к чувствам или удовольствиям. Если любовь, как сегодня, профанизируется до сексуальности, из неё исчезает сила эроса» (с. 115)
Почему так происходит? Почему эрос профанируется? Дело в том, что в современном мире, ориентированном на чистую позитивность, нет место Другому. В мире потребления нет места для атопичности, потому что инаковость всегда негативна. Она заставляет тебя остановиться, выдергивает из привычного контекста. Вероятнее всего, она губит тебя, убивает. Её невозможно ни с чем сравнить. В современном мир dating-приложений и порнографии («Секс — это услуга. А сексуальность — это капитал, который нужно приумножать. Тело с его выставочной стоимостью приравнивается к товару», с. 48), где любую личность, тело или их композит можно оценить по набору позитивных критериев и вычеркнуть то, что не проходит по количеству баллов, инаковость становится практически невозможной. Потому что она сразу вызовет отторжение.
Мы живём в эпоху себялюбия: не давая себя ничему и никому удивить, мы наслаждаемся приятным и выбираем то, что отождествляем с собой. В мысль о любви не проникает мысль о смерти, искренняя мысль о смерти, не вызванная желанием контроля. Тристан и Изольда, Гамлет и Офелия, Абеляр и Элоиза, — их драмы не относятся к спокойному сегодня. К сегодня, к эре отсутствующей дистанции, к эпохе неразделенности:
«Близость — это негативность. Поэтому в ней есть напряжение. Отсутствие дистанции — это, напротив, позитивность». (с. 50)
Эрос агонирует — Хан прав. В эпоху, когда ты можешь «подцепить» почти любую даму на свой вкус в сервисе знакомств или найти необходимую тебе информацию в Интернете, ты не встречаешь никаких проблем. Только наслаждаешься. Работаешь, наслаждаешься, снова работаешь. Как итог — выгорание и депрессия.
«Быть сраженным любовью — значит, быть уже слишком негативным. Но именно в этой негативности и состоит суть любви: «Любовь не есть возможность, она возникает не как наше начинание, у нее нет основания; она нас охватывает и поражает». Управляемое способностями общество достижений, в котором все возможно, в котором все является начинанием и проектом, не имеет доступа к любви как поражению и страсти». (с. 51)
Гражданам греческих полисов однажды стало настолько скучно, что они придумали философию. Насколько скучно должно стать нам, чтобы мы снова придумали любовь? Вот в чем вопрос.
а.и.