Найти тему
Круто об искусстве

Кенотаф Ньютона и другие бумажные проекты.

▪️Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.
▪️Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.

Бумажная архитектура - это воистину удивительнейший феномен мировой культуры, давший архитекторам возможность строить все, даже Ноев ковчег.

Бумажной (или утопической) такую архитектуру обозвали потому что эти проекты в жизни реализовать было невозможно. Во-первых, во-вторых и в-стоседьмых, то были гигантомахия, монументализм и исключительный поток фантазии, далекие от знаменитой Триады Витрувия (Utilitas - польза, Firmitas - прочность, Venustas - красота).

Первым бумажным архитектором можно смело назвать Джованни Баттиста Пиранези, который за всю свою жизнь построил одну церковь (Санта-Мария-дель-Приорато Мальтийского ордена) и оформил площадь Пьяцца Кавальери ди Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta) на Авентинском холме в Риме, но прославился своими грандиозными архитектурными фантазиями (типа "Фантастических изображений тюрем", 1750-1761).

▪️Джованни Баттиста Пиранези "Фантастические изображения тюрем", 1750-1761.
▪️Джованни Баттиста Пиранези "Фантастические изображения тюрем", 1750-1761.

▪️Джованни Баттиста Пиранези "Фантастические изображения тюрем", 1750-1761.
▪️Джованни Баттиста Пиранези "Фантастические изображения тюрем", 1750-1761.

▪️Джованни Баттиста Пиранези "Фантастические изображения тюрем", 1750-1761.
▪️Джованни Баттиста Пиранези "Фантастические изображения тюрем", 1750-1761.

▪️Джованни Баттиста Пиранези "Фантастические изображения тюрем", 1750-1761.
▪️Джованни Баттиста Пиранези "Фантастические изображения тюрем", 1750-1761.

А еще Этьена-Луи Булле, тоже мало что построившего, но на бумаге создавшего более 100 проектов. Один из самых известных - Кенотаф Ньютона. Это гигантский шар высотой в 150 метров, символизирующий то ли Вселенную, то ли Землю, то ли яблоко, благодаря которому был открыт закон всемирного тяготения. То ли все это вместе взятое, что скорее всего.

▪️Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.
▪️Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.

▪️Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.
▪️Проект "Кенотаф Ньютона" Этьена-Луи Булле, 1784.

По проекту шар этот не имеет никаких украшений, лишь густовысаженные деревья (кипарисы?), опоясывающие шар снаружи. Внутри - выбоинки, через которые должен просачиваться дневной свет и имитировать звездное небо (ночью, по мысли автора, необходимо разводиться огонь - имитация Солнца).

Сам шар находится в некой ложбине, как в лузе (Иисус играл в гольф и попал в яблочко).

Еще один любопытный товарищ - Клод-Никола Леду, спроектировавший в 1780-м году публичный дом в форме фаллоса... который должен был стать чем-то вроде музея нравственности, ибо "очистит общественные нравы и сделает человека счастливее..." (К-Н. Леду). 

▪️Проект публичного дома Клода-Никола Леду, 1780.
▪️Проект публичного дома Клода-Никола Леду, 1780.

А еще был такой персонаж, как Жан Жак Лекю, спроектировавший дом-слон. 

Проект выглядел приблизительно так: гигантский слон с винтовой лестницей, находящейся в трубе, выходящий из живота слона, с пышным внутренним убранством комнат, фонтаном, струящимся из хобота, и башней-колоколом, удобно расположившейся на спине слона.

▪️Проект дома-слона Жана Жака Лекю, конец 18 - начало 19 веков.
▪️Проект дома-слона Жана Жака Лекю, конец 18 - начало 19 веков.

Но все это ерунда, по сравнению с затеей гения Ле Корбюзье - План Вуазен. 

Это проект тотальной перестройки Парижа (по стопам барона Османа) и это, в каком-то роде безумие, потому что для его реализации необходимо было снести 240Га старого Парижа (или весь правый берег Сены).

Зачем? Чтобы создать 18 крестообразных в плане 50-этажных небоскребов, вокруг которых расположились бы кафе, парки и магистрали.

▪️Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.
▪️Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.

▪️Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.
▪️Проект "План Вуазен" Ле Корбюзье, 1922-1925.

Главный маркер: на смену тесной застройке с ее социальными проблемами (Ле Корбюзье предлагал снести кварталы, где ютились бедняки, т.е неблагонадежные, неустроенные районы, и оставлял нетронутым остров Ситэ, и некоторые важные архитектурные объекты) должен прийти простор свободного человека - застраиваемая площадь по проекту составляла всего 5%.

Потому что это Баухаус, т.е путь тотального очищения и упрощения, который функционализмом зовется. Этакое проектирование "изнутри наружу" и никакого украшательства, ибо то считалось недопустимым и даже безнравственным приемом. 

Но на такой радикализм власти Парижа пойти не могли. Зато власти СССР могли и пригласили на рубеже 1930-х годов Ле Корбюзье в нашу страну для разработки плана реконструкции Москвы.

Основные принципы плана Вуазен были сохранены - проект пришелся по вкусу цензорам новой страны, т.к отвечал идее зарождающегося социалистического общества: разрушить старый и построить новый мир.

Но финансовые трудности помешали его реализовать. Москва конца 1920-х представляла собой кучу разваливающихся деревянных малоэтажек, без канализации, электричества, с водяными колонками на улицах и редкими брусчатыми мостовыми лишь кое-где в центре города; не было стройматериалов и дров - церкви разбирали на кирпичи, а деревянные особняки шли на растопку.

Тем не менее наши советские архитекторы времени даром не теряли - тоже придумывали новую архитектуру нового мира.

Например, институт библиотековедения имени Ленина (автор Иван Ильич Леонидов) - огромный стеклянный шар, находящийся над землей (укреплен тросами и шарнирами) и с выступающей аудиторией на 4000 человек. При помощи стальных штор купола, шар должен был выступать еще и как планетарий (рядом с шаром - комплексы книгохранилища, лабораторий, кабинетов).

▪️Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.
▪️Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.

▪️Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.
▪️Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.

▪️Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.
▪️Проект института библиотековедения имени Ленина, Иван Ильич Леонидов, 1927.

Но библиотеку хотя бы тросами Леонидов закрепил, а вот Георгий Крутиков своим дипломным проектом 1928 года создал сенсацию - предложил освободить землю от зда­ний, перенеся всю жизнь на парабо­лический город-спутник, зависший в космосе над наземной производственной, т.е заводской частью, спланирован­ной в виде спирали. 

Проект "Летающий город" состоял из многих ярусов, представлявших собой неподвижно висящие дома разного типа: коммуны с лоджиями для парковки летающих капсул и кольцеобразной общественной частью, восьмиэтажные коммуны с шаром, дома гостиничного типа... И транспорт - специальные капсулы, которые управлялись воздействием руки на электромагнитное поле. 

▪️Жилой комплекс "Трудовая коммуна". Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928.
▪️Жилой комплекс "Трудовая коммуна". Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928.

▪️Летающая кабина. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928
▪️Летающая кабина. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928

▪️План и разрез города. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928
▪️План и разрез города. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928

▪️Перспектива города. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928
▪️Перспектива города. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928

▪️Жилой комплекс. Перспектива. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928
▪️Жилой комплекс. Перспектива. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928

▪️Жилище гостиничного типа. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928
▪️Жилище гостиничного типа. Проект Георгия Крутикова "Летающий город", 1928

Ясное дело, цензоры новой страны такое "безобразие" стерпеть не могли и заклеймили проект как "вредную фантазию, не имеющую отношения к задачам социалистиче­ского строительства".

И тут, собственно, ничего удивительного. Замятин еще в 1920-м году в своем романе-антиутопии писал про тоталитарное общество, где люди лишены воображения от рождения, а те немногие в которых этот атавизм пробуждается, лишаются способности к воображению принудительно. Ибо носители фантазии "безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики", т.е больные, а с любой болезнью понятно как надо бороться - лечить ее облучением (рукопись, к слову, признали "идеологически враждебной" и "клеветнической"; издана впервые в 1988 году). 

Другое дело - всеми известный грандиозный Дворец Советов с дедушкой Лениным вместо шпиля (архитектор Борис Иофан, тот самый, кто создал постамент-павильон для "Рабочего и колхозницы").

Сооружение это должно было стоять на месте храма Христа Спасителя - центр "новой советской Москвы", самое высокое и грандиозное в мире недоздание / недопамятник, символизирующий победу социализма (храм в итоге даже успели взорвать - ломать не строить).

▪️Снос Храма Христа Спасителя.
▪️Снос Храма Христа Спасителя.

▪️Проект "Двореца Советов" Бориса Иофана, начадо 1930-х - конец 1950-х.
▪️Проект "Двореца Советов" Бориса Иофана, начадо 1930-х - конец 1950-х.

Чтобы вы понимали масштабы: статуя Владимира Ильича должна была быть 100 м... Т.е палец Ленина на этой скульптуре должен был быть размером приблизительно с двухэтажный дом. Потому что то была уже не зловредная фантазия... 

▪️Проект Владимира Тюрина "Интеллектуальный рынок", 1987. Аки губка Менгера, геометрический фрактал или "система сквозных форм, не имеющих площади, но с бесконечными связями, каждый элемент которой заменяется себе подобным".
▪️Проект Владимира Тюрина "Интеллектуальный рынок", 1987. Аки губка Менгера, геометрический фрактал или "система сквозных форм, не имеющих площади, но с бесконечными связями, каждый элемент которой заменяется себе подобным".