Бумажная архитектура - это воистину удивительнейший феномен мировой культуры, давший архитекторам возможность строить все, даже Ноев ковчег.
Бумажной (или утопической) такую архитектуру обозвали потому что эти проекты в жизни реализовать было невозможно. Во-первых, во-вторых и в-стоседьмых, то были гигантомахия, монументализм и исключительный поток фантазии, далекие от знаменитой Триады Витрувия (Utilitas - польза, Firmitas - прочность, Venustas - красота).
Первым бумажным архитектором можно смело назвать Джованни Баттиста Пиранези, который за всю свою жизнь построил одну церковь (Санта-Мария-дель-Приорато Мальтийского ордена) и оформил площадь Пьяцца Кавальери ди Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta) на Авентинском холме в Риме, но прославился своими грандиозными архитектурными фантазиями (типа "Фантастических изображений тюрем", 1750-1761).
А еще Этьена-Луи Булле, тоже мало что построившего, но на бумаге создавшего более 100 проектов. Один из самых известных - Кенотаф Ньютона. Это гигантский шар высотой в 150 метров, символизирующий то ли Вселенную, то ли Землю, то ли яблоко, благодаря которому был открыт закон всемирного тяготения. То ли все это вместе взятое, что скорее всего.
По проекту шар этот не имеет никаких украшений, лишь густовысаженные деревья (кипарисы?), опоясывающие шар снаружи. Внутри - выбоинки, через которые должен просачиваться дневной свет и имитировать звездное небо (ночью, по мысли автора, необходимо разводиться огонь - имитация Солнца).
Сам шар находится в некой ложбине, как в лузе (Иисус играл в гольф и попал в яблочко).
Еще один любопытный товарищ - Клод-Никола Леду, спроектировавший в 1780-м году публичный дом в форме фаллоса... который должен был стать чем-то вроде музея нравственности, ибо "очистит общественные нравы и сделает человека счастливее..." (К-Н. Леду).
А еще был такой персонаж, как Жан Жак Лекю, спроектировавший дом-слон.
Проект выглядел приблизительно так: гигантский слон с винтовой лестницей, находящейся в трубе, выходящий из живота слона, с пышным внутренним убранством комнат, фонтаном, струящимся из хобота, и башней-колоколом, удобно расположившейся на спине слона.
Но все это ерунда, по сравнению с затеей гения Ле Корбюзье - План Вуазен.
Это проект тотальной перестройки Парижа (по стопам барона Османа) и это, в каком-то роде безумие, потому что для его реализации необходимо было снести 240Га старого Парижа (или весь правый берег Сены).
Зачем? Чтобы создать 18 крестообразных в плане 50-этажных небоскребов, вокруг которых расположились бы кафе, парки и магистрали.
Главный маркер: на смену тесной застройке с ее социальными проблемами (Ле Корбюзье предлагал снести кварталы, где ютились бедняки, т.е неблагонадежные, неустроенные районы, и оставлял нетронутым остров Ситэ, и некоторые важные архитектурные объекты) должен прийти простор свободного человека - застраиваемая площадь по проекту составляла всего 5%.
Потому что это Баухаус, т.е путь тотального очищения и упрощения, который функционализмом зовется. Этакое проектирование "изнутри наружу" и никакого украшательства, ибо то считалось недопустимым и даже безнравственным приемом.
Но на такой радикализм власти Парижа пойти не могли. Зато власти СССР могли и пригласили на рубеже 1930-х годов Ле Корбюзье в нашу страну для разработки плана реконструкции Москвы.
Основные принципы плана Вуазен были сохранены - проект пришелся по вкусу цензорам новой страны, т.к отвечал идее зарождающегося социалистического общества: разрушить старый и построить новый мир.
Но финансовые трудности помешали его реализовать. Москва конца 1920-х представляла собой кучу разваливающихся деревянных малоэтажек, без канализации, электричества, с водяными колонками на улицах и редкими брусчатыми мостовыми лишь кое-где в центре города; не было стройматериалов и дров - церкви разбирали на кирпичи, а деревянные особняки шли на растопку.
Тем не менее наши советские архитекторы времени даром не теряли - тоже придумывали новую архитектуру нового мира.
Например, институт библиотековедения имени Ленина (автор Иван Ильич Леонидов) - огромный стеклянный шар, находящийся над землей (укреплен тросами и шарнирами) и с выступающей аудиторией на 4000 человек. При помощи стальных штор купола, шар должен был выступать еще и как планетарий (рядом с шаром - комплексы книгохранилища, лабораторий, кабинетов).
Но библиотеку хотя бы тросами Леонидов закрепил, а вот Георгий Крутиков своим дипломным проектом 1928 года создал сенсацию - предложил освободить землю от зданий, перенеся всю жизнь на параболический город-спутник, зависший в космосе над наземной производственной, т.е заводской частью, спланированной в виде спирали.
Проект "Летающий город" состоял из многих ярусов, представлявших собой неподвижно висящие дома разного типа: коммуны с лоджиями для парковки летающих капсул и кольцеобразной общественной частью, восьмиэтажные коммуны с шаром, дома гостиничного типа... И транспорт - специальные капсулы, которые управлялись воздействием руки на электромагнитное поле.
Ясное дело, цензоры новой страны такое "безобразие" стерпеть не могли и заклеймили проект как "вредную фантазию, не имеющую отношения к задачам социалистического строительства".
И тут, собственно, ничего удивительного. Замятин еще в 1920-м году в своем романе-антиутопии писал про тоталитарное общество, где люди лишены воображения от рождения, а те немногие в которых этот атавизм пробуждается, лишаются способности к воображению принудительно. Ибо носители фантазии "безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики", т.е больные, а с любой болезнью понятно как надо бороться - лечить ее облучением (рукопись, к слову, признали "идеологически враждебной" и "клеветнической"; издана впервые в 1988 году).
Другое дело - всеми известный грандиозный Дворец Советов с дедушкой Лениным вместо шпиля (архитектор Борис Иофан, тот самый, кто создал постамент-павильон для "Рабочего и колхозницы").
Сооружение это должно было стоять на месте храма Христа Спасителя - центр "новой советской Москвы", самое высокое и грандиозное в мире недоздание / недопамятник, символизирующий победу социализма (храм в итоге даже успели взорвать - ломать не строить).
Чтобы вы понимали масштабы: статуя Владимира Ильича должна была быть 100 м... Т.е палец Ленина на этой скульптуре должен был быть размером приблизительно с двухэтажный дом. Потому что то была уже не зловредная фантазия...