Как пожар по сухой траве стремительно бежит при быстром ветре, так и мода на "превращение" в животных разбегается в среде детей и подростков нашей страны.
Хотелось бы разобраться, что становится при этом "сухой травой", а что - "ветром"?
Возможно, трава - это социальные потребности, а ветер - влияние информационного пространства в социуме?
Нас, как психологов, интересует вопрос: какие социально-психологические потребности могут удовлетворять дети в этом увлечении?
Для начала обратимся к статистике, которая говорит, что этому увлечению подвержены, в среднем, дети 10-15 лет.
Какие же есть потребности у детей этого возраста?
Как указано в психологической литературе по этой теме, общими для детей и подростков этого возраста являются такие ведущие потребности, как:
- принятие группой сверстников, определение своего места в ней;
- участие в коллективной деятельности в подобной группе; игра;
- внимание к своему имиджу, внешности;
- развитие навыков общения и сотрудничества;
- самопознание и саморазвитие;
- потребность в определённом уровне благосостояния;
- избрание кумиров для подражания (при наличии неустойчивой идентичности - подверженность неблагоприятному влиянию);
- интерес к полоролевой идентификации.
Какие из этих потребностей могут удовлетворяться посредством увлечения квадробингом?
1) Принятие группой сверстников.
Да, объединяясь в группы, где участники одеты в униформу и ведут себя сходным образом (в данном случае - подражают поведению животных) подростки удовлетворяют эту потребность. Ни для кого не секрет, что стайки подростков всегда тяготели к особой форме одежды, отличающей их от взрослых и других сообществ подростков. Это - не новый вид упрощенной кодировки "свой"-"чужой". В старые времена этому служили одежда, вышивки, аксессуары, язык, символы, ритуалы.
Что напрягает в квадробинге? - то, что одежда и ритуалы не относятся к человеческому обществу.
2) Участие в коллективной игре.
Да, признаки игры - налицо! Но какие навыки отрабатываются в этой игре? Вряд ли - навыки, которые потом помогут успешной социализации.
3) Внимание к своему имиджу, внешности.
Маска скрывает лицо. Да, при этом нет мучительного стыда, который испытывают более 90 процентов детей этой возрастной группы при виде своего отражения в зеркале, которое не соответствует рекламным стандартам. Но рано или поздно придется иметь дело с реальной внешностью и научиться выносить эту реальность без негативных чувств и попыток ее переделать... Как получить эту прививку от стресса, если дела с реальностью не иметь?
4) Развитие навыков общения и сотрудничества.
Сотрудничество, на уровне взаимодействия домашних, избалованных животных, от которых никакого сотрудничества жизнь и не требует, вряд ли подготовит к решению взрослых задач кооперации.
Навыки же общения у человека - совершенный и сложный инструмент, который нуждается в постоянной тренировке. А так привыкнешь мяукать в общении - и в стрессе этот навык опять проявится... Конфуз может выйти...
5) Самопознание и саморазвитие.
Познать себя, как кошку или собаку - заманчивая перспектива.
Как сказал кто-то из юмористов 20 века: "Хорошо быть кисою, хорошо - собакою! Где хочу - пописаю, где хочу - покакаю!" Там и продолжения весьма красноречивые. Любопытных отсылаю сюда:
https://pishi-stihi.ru/horosho-byt-kisoyu-horosho-sobakoyu.html
Что же в этом заманчивого? А завидно смотреть на домашних любимцев, которых ласкают и кормят и туалет убирают, и ничего не требуют от них - ни учиться, ни развиваться, ни убираться, ни отвечать за слова... Страх ответственности - чума 21 века...
6) Насчёт благосостояния -тоже тема интересная и малоизученная в связи с квадробингом. Кое-кто уже и рабочие места для таких граждан предлагает, в рекламе. Держат люди руку на пульсе, так сказать. Но главное для ребенка, который так далеко еще не смотрит - на время отложить страх стать взрослым, который сам себя будет обеспечивать. Пока и так хорошо: родители с обеспечением справляются, пусть так всегда и будет. А я буду вечным ребенком: вон, как приятно помурлыкать и получить миску любимого корма а к нему впридачу мягкую подстилку!
7) Кумиры в наше время - лидеры просмотров в сети. Это почти приравнивается к легкому успеху, к популярности, к богатству. Каждому этого хочется. И СМИ предлагают легкие пути: чем чуднее, тем популярнее. И ничего учить не надо, и работать - тоже. Подражание таким кумирам - сладкая конфета для воображения. Трудно этому противостоять.
8) Интерес к противоположному полу - тоже не последний мотиватор в увлечении раскованными прыжками по травке в непринуждённых позах. Снимаются все ограничения надоедливой культуры, наступает полная свобода самовыражения.
В народе, во время календарных праздников использовали ряжение с этой же целью. Люди в костюмах животных совершали подобные эротические телодвижения со вполне определённой ритуальной целью: повысить плодородие полей и скота, а также - и людей, чтобы сообществу было легче выжить в недружелюбной среде.
Каждое из этих направлений удовлетворения социальных потребностей мы рассмотрим в следующих публикациях более подробно.
https://www.b17.ru/my_article.php?mod=edit&id=582386
Спасибо за внимание!
Автор: Ольга Егорова
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru