Страшный рассказ о погубленной душе. Девочку звали Магдалина, а мы сразу вспомним про Марию из Магдалы, бывшую рядом с Христом. Но этой так не свезло. Она жила в Берлине - в Европе, оклемавшейся после Первой мировой, в "ревущие двадцатые". ТАКОЕ выбрал для своего романа время действия писатель. Почему? Ведь, скажем, повествование в "Защите Лужина" почти синхронно, однако и там 1920-е.
У одних есть всё: деньги, любимое занятие, лучшая жена и очаровательная дочь. Счастье! У других бедность на грани нищеты, тяжелый труд, оскорбления и обиды. Здесь бьют детей, не уважают близких и вообще любят ли кого? Потому что каждый сам за себя, и семья - только чтобы выжить. А молодость так жадна! Ей нужен весь мир и всё в нем! Но разве можно иметь ВСЁ?
Бруно Кречмар, счастливо принадлежавший к первым, как выяснилось, лишь прозябал! А потом, встретив молоденькую девушку, работавшую в кинотеатре, понял, как это - жить. На всю катушку, в водовороте головокружительной страсти, наплевав на нормы, запреты и приличия.
И у него всё получилось! На него обрушился ураган эмоций! Он взлетал к небу и низвергался в мрачные бездны на чувственных качелях. Был безрассудным расточителем и жалким калекой. Избранным лучшей девушкой на свете и покинутым, осмеянным ею.
Ради чего живет человек? ЧТО делает его счастливым? У каждого свои требования и предпочтения. Для главного героя первичным оказалось тело, потому что иных наслаждений не знал. Он - знаток живописи, а значит, страстный любитель искусства! Так же ведь? Или нет? Деньги получил от отца. Размышлений Кречмара о художественных произведениях автор нам не сообщает - значит, это лишь способ заработка, душу его не цепляющий. Не пыльный, кстати. И жена для него - источник комфорта. Ее зовут Аннелиза, что значит верная и преданная, благодать.
Но всё это пресно, ненужно и подспудно раздражает, как, видимо, восьмилетняя дочь, пожирающая (!) шоколадный крем. Его влекут иные сферы, да так, что устоять не получается: ведь ему еще нет и сорока! Однако низ - "епархия" дьявола, поэтому встреча с ним неизбежна.
А девочке - шестнадцать! Несмотря на побои ни за что, а потом попреки в дармоедстве, она была бойкой и жизнерадостной. Судьба могла бы быть щедрой! Но в пятнадцать смертельно влюбилась в своего соблазнителя, вскоре бросившего ее. И взрослой женщине нелегко бывает с таким справиться, а тут ребенок!
Ее купил и искусно совратил преуспевающий художник. Такую славную свинку морскую придумал - все млели.
Однако тема постепенно иссякла, а нового Роберт Горн не родил, потому что дьявол творить не может! Ведь он считал: все созданное людьми в области искусства и науки... очаровательное шарлатанство! Не удивительно, что докатился до работы на порнографическое издательство.
И не случайно Горн - карикатурист, ибо дьявол и есть карикатура Бога. Так что автор создал свою вариацию на заявленную Ф. М. Достоевским тему: "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей".
Купля-продажа всего и вся - адская затея. Магдой сначала торгует важная на вид дама Левандовская, затем она сама себя "уступает" Бруно Кречмару, который ведь не мог не понимать, что шестнадцатилетняя девчонка в нем "нашла"! Однако гонит от себя эту очевидную мысль. Может купить ей роль в третьесортной бездарной фильме, но не властен сотворить из нее актрису! Она способна лишь ломать комедию перед Кречмаром - не больше. Горн же вообще альфонс, а точнее, сутенер, так как не побрезгует жить на деньги Кречмара.
Вот он: голый, волосатый - звероподобный, беспредельно циничный. Эманация дьявола! И когда за ужином под столом Горн трогал ее за правое колено, а Кречмар - за левое, словно справа был рай, а слева - ад, обольщаться не стоит, потому что ад - везде! Двигаясь вниз, можно только терять: душу, остатки совести и милосердия, способность любить... Ведь даже смерть дочери НИЧЕГО в жизни героя не изменила! Значит, и души в нем не осталось. Как и в Магде. Связавшись с гадом, сама стала похожа на разворачивающуюся змею.
Ну и вот он, мир без Бога: из него уходит ребенок, отказываясь жить в содоме и гоморре, устроенными отцом. Перестает быть жена - одна из лучших женщин, брак с которой для героя ТЕПЕРЬ представляется пыльным коридором... Действительно, камера-обскура: всё перевернуто с ног на голову!
Когда-то Кречмар извлек Магду из темноты зала. Туда же она и вернулась. Пленка в проекторе докрутилась, его фильма закончилась. Что ждет ее, тоже понятно. Ну а двуногий с рогами растворился, будто и не было.
Но нет, точно был! Через считанные годы дьявол, выбираемый европейцами, с одинаковыми азартом и страстью и бедными, и богатыми, вступит в свои права, опрокинув мир в бездну новой тотальной войны.
Роман В.В. Набокова не есть ли предупреждение о грядущем?