143 глава. Величие, владычество и власть.
Ученикам Иисуса Христа, естественно (в смысле - cлава Богу, ибо всё, что от Творца и есть естественно), ничто человеческое не было чуждо. Их Учитель не назначил никого из них старшим. А люди так жить не умеют даже если с ними рядом живёт Бог. Им для устранения всякой неопределённости в любой момент времени нужен царь… ну или хотя бы вожак, иначе говоря, тот, кто почти общепризнанно, по сути - бесспорно, фактически - безоговорочно, и чуть ли не безусловно - больше других. Они же своего царя не любят, всячески поносят и хулят, ропщут, что он весь всегда и везде не такой и рассякой, дурной, жадный, не добрый, держиморда, сатрап жестокий и лютый, они его в грош не ставят, но без него никак. С древних времён многие политики и философы врали и врут, что без царя будет и так, и разтак, и ещё вот эдак лучше всех, а на проверку оказывалось - дерьмо и брехня, на самом деле - токмо никак. Без царя в голове это не жизнь, а сплошные мучения в метаниях. Вот и ученики Христа чувствовали ужасно неудовлетворённую потребность разрешения вопроса о том, кто же из них самый большой, уж не я ли, Господи? И если такая блажь в башку втемяшилась, то… этот дятел устраивает вынос мозга вперёд ногами хоть под Шопена, хоть под Моцарта c барабанной дробью - быстро с задорной дурнинкой и до отвращения бесповоротно.)))
«Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.», (Лк.9:46-48).
Ну, вот пришла же им мысль такая?! Своими ли ногами притопала гадина и заползла в душу, али кто особо вымудренный помог загадать им эту думку: «Кто же таки стал самым большим ловцом человеков? Кто всё-таки «между здесь и среди тут» имеет право заявить остальным, что он самый большой, в смысле – великий ловчий, и не получить за то по обветренной рыбацкой хитрой морде»? И не одному кому-то, а им, возможно, всем без исключения пришла одна и та же мысль. Как такое возможно? – Это реально, если они все всё время только об этом и думали и каждый полагал себя единственно достойным. Да, все братья. Да, всех люблю. Но, ведь справедливость тоже никто не отменял, а мне ничего чужого не надо, каждому – своё. Я – бОльший, остальные тоже…просто большие, белые и пушистые… Мне это знакомо, ибо «уж если не я то… кто бы это мог быть»?! – «Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны».
Человекам, даже самым добрым и самым умным ( ну не злобных же балбесов выбрал Себе в ученики Христос))) мало того очевидного обстоятельства, что все люди разные и, вполне возможно (почему бы, собственно, и нет?), что и хорошие по-разному. Нет, брат, шалишь. Хочется быть не просто хорошим, а самым лучшим, ещё лучше великим, и совсем хорошо - величайшим... И казалось бы, что человеку с того? У великих, что вода слаще, хлеб вкуснее, вино забористее, воздух гуще да благоуханнее? - Нет. «Тот же лес, тот же воздух и та же вода»... А вот поди ж ты… Со времён Каина брат единственного брата готов был убить и убил лишь бы не дать ему быть бОльшим в глазах Бога.
И вот имею интерес понять - зачем вот этим двенадцати ученикам нужен старший, бОльший и великий? И зачем кому-то из них быть старшим? Из них Иисус сделал ловцов человеков и послал их нести благую весть Своего учения сначала всем погибшим овцам дома Израилева, а потом и окружающим их народам. Они сильно налегке (чтоб ничего не мешало и не отвлекало от надлежащего исполнения главной задачи) пошли парами вполне самодостаточные и наученные. Мало того, они самодовольные собой вернулись из этого разведывательного дозора. Зачем им командир или главный? У каждого свой улов, своё стадо... Земля большая хоть для 70-ти хоть для 12-ти человек, евреев везде - хоть пруд пруди, а других народов и подавно в избытке, а жизнь скоротечна. Притом Христос не сказал им, что не нужно соперничать у кого хрен больше, а редька слаще, нет. Он сказал, что так и будет, кто-то останется миленьким и махоньким, не самым маленьким – просто небольшим, как бы в самый раз для разных нужд пригодным в хозяйстве, а кто-то будет велик – станет глыбой, послужит краеугольным камнем, возвысится как человек-гора. Раз без этого сравнения не прожить, надо в этом разобраться.
Человек так устроен, что даже в условном одиночестве, например, блуждая в Богом забытых закоулках тепло-и-массообмена в неравновесных многофазных средах вихревого горения полидисперсных частиц угля, когда тебе нет и не может быть никакого начальника или более великого (там просто кроме тебя нет никого в этой тьме неизведанной, ты первый хочешь пройти этим лабиринтом), человек всё равно сам себе ставит цели, формулирует вопросы (не только «А оно тебе надо!?», но и по существу исследования))), разрабатывает планы и алгоритмы, оценивает сам себя, выявляет и исправляет недостатки, спрямляет путь себе и людям, и становится всё более великим... ну или деградирует, как теоретик. Ты соревнуешься сам с собой, потому что, если честно, то тебя в этот момент никто не понимает не только потому, что не может, но и потому, что не хочет («А оно ему надо?!»))). Ты сам для себя хочешь завтра быть бОльшим, чем ты есть сегодня. А уж если двое или трое собраны и занимаются примерно одним и тем же, образуя временный творческий коллектив, то без рулевого не обойтись. Один - бОльший, остальные - меньшие.
В синодальном переводе на русский язык этого места в Евангелии от Луки Иисус говорит, как нам сейчас понятно (об этом тогда ещё не знали те, кому он это говорил из уст в уши), о своем любимом ученике Иоанне. Он был среди апостолов самым молодым, а стал великим, ибо только ему было Откровение, которое он услышал и записал с помощью своих учеников. Кроме того, его Евангелие разительно отличается от того, что и как записали Марк, Лука и Матфей. Велик тот и тот больше, кого больше любит Христос. Но Иисус не говорит им прямо не сравнивайте себя друг с другом, не меряйтесь разными органами, похожими на причудливые корнеплоды, не соревнуйтесь – напрасное это занятие и бесполезное до большой степени вредности. И не говорит им прямо: «Кого захочу того и поставлю над вами, тот и будет больше». Нет. Он говорит им по смыслу так же, как ответил Иоанну Предтече - глаза видят, уши слышат, ум какой-никакой, но всё же есть; вот сам думай и решай. Если пользоваться только синодальным переводом на русский, то вроде бы как вопрос и закрыт. Кто больше и чище любит Христа, того и Христос любит больше, тот и будет велик. Мол, упражняйтесь и показывайте, кто и как Меня любит большее и больше нежели себя, тому и будет, несамолюбивому, то счастье, которого он жаждет. В чем величие человека? - В том, что он всем своим существом любит своего Бога, потом себя, как Своего Бога, но слегка потом, из оставшихся сил, и только уж потом любит и своих ближних, как себя, ну, почти что как. Ну может чуть меньше, однако в пределах погрешности измерения силы любви любовным амперметром.))) Тот, у кого это получается не в теории, а на практике - воистину велик. Но таких не оказалось даже среди апостолов. После них тоже – хоть потоп.))) Сведение к изложенной формуле (Бог больше меня, я больше ближнего) мысли Христа о величии опасно тем, что любое высказывание Иисуса довольно легко к ней сводится путём упрощения, но, возможно, тогда утрачиваются иные смыслы.
Аналогия любви с электрическим током вполне заслуживает отдельного исследования. На поверхности лежит то, что сила любви по аналогии с законом Ома прямо пропорционально напряжению между объектами (полюсами любви) и обратно пропорциональная сопротивлению. Взаимопонимание и уменьшение сопротивления увеличивают силу любви. То же касается и закона Кирхгофа в части того, что распределение силы любви субъекта между несколькими субъектами таково, что больше любви достанется тому, к кому ей легче течь… Любовь всегда выбирает путь наименьшего сопротивления, чтобы напрасно не тратить силу на того, кто этой любви не сильно хочет.))) Однако, вернёмся к нашим баранам…
В подстрочном переводе фраза «ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» записана так «ведь меньший во всех вас пребывающий этот есть велик».
«Меньший во всех вас пребывающий» и «кто из вас меньше всех» - разные смыслы.
«Будет велик» это предсказание или обещание. А «есть велик» это констатация факта.
Тот, кто в них пребывает, где он обитает? – В их умах, душах и сердцах. Кто во всех нас пребывает? - Дух. В ком-то преимущественно благоуханный дух чистой жизни, в ком-то превалирует зловонная мертвечина духа нечистого, и во всех одновременно и тот, и другой разного качества и в разных пропорциях в разное время. Но только тот, кто меньший, тот есть или будет велик. Следовательно, это либо дух нищих духом, либо дух жажды величия, желания быть бОльшим, алчба по власти и владычеству. «Хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море, чтобы служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках». Если мысль апостолов доводить до логического конца, то каждый из них хотел бы, чтобы Христос был у него на посылках, был бы слугою ему и царём Иудейским одновременно... «Для всех Он - Христос, но у меня на посылках». Красота! Мечта идиота! Это место занято Богом Отцом навечно и подсидеть Его вряд ли получится, дюже хлопотно это, шибко рискованно и до безумия бесперспективно, ибо ждать придётся вечность...)))
Получается, что истинное величие человека, то есть его величие в глазах Бога, это не владычество и власть над людьми. «Кесарю кесарево». Можно быть великим, но не величественным. Мы многие понятия путаем ныне. Богатством называем деньги, а не Дух от Бога, любовью называем безудержную страсть, а не восхищённое признание венцом творения Творца. И таки далее. Величие путаем с властью над людьми, над их думами, а на самом деле это власть над их страхами, пошлое владение и циничное пользование их страстями и похотями с прихотями...
А «кто из вас меньше всех» – это сравнение между ними, а не тех, кто в них!
По аналогии можно перевести так: меньший (младший) из вас для меня больший (больше всего занимает места в моей душе и в моём сердце). Это Христос говорит, в частности, про своего любимого ученика Иоанна, но есть и общее для всех сообщение, которое заключается в том, что разумный человек в своём уме, (если он в своём уме))), в своей душе и в своём сердце выстраивает свою иерархию ценностей, а в глазах Бога то, что человек полагает меньшим, есть самое великое. Мы стремимся строить своё светлое будущее и верстаем долгосрочные перспективные планы, копим деньги на будущую жизнь и таки далее, а Христос, улыбаясь тихо говорит, что жить надо полнокровно, достойно, радостно и весело сегодня и сейчас, ибо завтра от человека мало зависит, есть множество факторов, которые не подвластны из людей, «рожденных женами», никому. В то же время мой жизненный опыт говорит, что без долгосрочных планов и стратегических заоблачных целей, без мечт и вкуснючей мечтательности, живя только сегодняшним днём, жить достойно и красиво, умно и со вкусом, сказать по чести - не получается. Вот даже на войне, когда нужно выжить сейчас, чтобы у тебя было следующее мгновение, но воюем-то за завтра, для будущей победы, а не за сегодня. С другой стороны, победу встретит тот, кто побеждал в каждой схватке за всё время войны. В этом и ответ на вопрос нужно соблюдать правила войны и уставы или побеждать любой ценой? - Ответ очевиден для честного человека. Гармония потребна - и морковка перед носом, и синица в руке, и журавль в небе, и надежда на спасение, и вера в жизнь будущего века всё должно иметь своё место в сердце человека, чтобы поведение и жизнь человека были благородны, достойны, вкусны, радостны и красивы.
Бог человека создал для овладевания и овладения землёй, а также для владычества над всеми прочими созданными Им тварями.
Владыка означает - второй после Господа. Владычество это - господство, главенство. Человек – владыка, то есть он есть ум, честь и совесть тварного мира. Его величество (величие человека) в том, что он нарек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым, и как нарек человек всякую душу живую, так и было имя ей. И Бог хотел на это посмотреть и увидеть, что из этой затеи получится. И получилось. Важно, что все души живые не посмели возразить и Он, как Творец, согласился с наречёнными именами, и ведь вот что характерно - в то время они любили и понимали друг друга без слов. Так положено было начало сотрудничества Бога - Творца и человека - сотворца и наглеца.))) Чтобы достигнуть взаимопонимания со своим Богом произносить слова вслух не нужно. Это человеку жаждущему блаженства хорошо слышать слова Бога, а Творцу слышать слова своей твари зачем? Бог и так всё, что нужно Ему видит, зря в сердца. Непрерывные многословные вне всякой меры повторяющиеся, что уныло-просительные, что болезненно-фанатично-радостные словеса в молитвах, вызывающие тревогу за духовное, душевное и физическое здоровье молящихся под управлением дьяконов и священников, вряд ли угодны и доставляют удовольствие нашему Богу. Я так думаю.))) А кто бы был рад такому массовому сумасшествию? Когда Богу трудиться и творить, если Ему с утра до вечера, а порой и всю ночь не дают покоя, стучащие, молящиеся, просящие, славящие, стонущие, плачущие, воющие и иными способами пытающиеся заполучить спасение люди. Я не знаю, как насчёт спасти, а вот избавиться от таких вечно блеющих овец, у которых не закрывается рот, конечно, захочется.))) И я бы Его понял, прости Господи. Он заповедовал не упоминать Его имени всуе. А мы, что вытворяем, настаивая на непрерывной молитве Иисусовой, на утреннем и вечернем правиле, на бесконечных повторяемых богослужениях и отправлениях таинств, на освящении машин, домов, одежд, икон? Ну и что мы после этого хотим? – Слава Богу, что до сих пор терпит.)))
Бог благословил человеков оставлять отца и мать, прилепляться к жене, плодиться, размножаться, распространяться по земле, овладевать ею и владычествовать на ней. Всё-ё-ё! Бог не благословлял людей конкурировать, соревноваться и соперничать друг с другом, постоянно сравнивая себя с другими, кто больше, а кто меньше…
Библия пронизана жестокой, немилосердной борьбой и враждой людей друг с другом, войнами народов на полное уничтожение, интригами, обманами и убийствами отцов детьми, детьми отцов, братьями братьев и таки далее в борьбе за наследство, за власть, за материальное богатство, за владычество, но не над остальными тварями и живыми душами, а именно человека над человеками, ловцами над выловленными… люди решали вопрос, кто из них больше? Весьма редко по Божьей воле, и часто – против, ища лучшей доли.
Когда Христос употребил слово «велик» или «великий», Он имел в виду власть над людьми или великолепное величие в отношениях человека со своим Богом, с самим собой и со своими ближними?
В русском языке слово «великий» означает - весьма большой или очень большой среди множества тех, кто явно и очевидно значительно меньше. Величие означает совсем другое.
Величие есть свойство достойной, благородной и мощной красоты выдающихся личностных качеств мудро, добросовестно и с честью творящего человека, внушающих торжественное восхищение, безусловное преклонение и глубокое уважение. В русском языке неспроста так созвучны слова "счастье" и "с честью". Мы русские - с нами Бог.))) Русский язык - Божественный. Бог говорил до вознесения Христа с евреями на еврейском, но после того, как они Его вконец «выбесили» своим блудом с другими божками и ехидной уверенностью во всепрощении детей Отцом, я сам себя убедил, что с тех пор Господь Бог думает только по-русски, говорит исключительно на русском и заботится о Своих русских в родной Ему России.))) А тот, кто имеет другое мнение, тот глупец и подлец ещё и не такие гадости способный.)))
Власть - существенно более примитивное понятие, которое ничего кроме владения подданными подвластными и права распоряжения ими по своему усмотрению не содержит. Для осуществления властных полномочий люди придумали разветвлённую многоступенчатую иерархию, сущность которой в реализации принципа, кто сильнее, тот и больше, тот и власть над меньшими. Великий звучит примитивно. Величественный звучит великолепно.)))
Вопрос соотношения понятий величия, владычества и наличия властных полномочий и потенций (возможностей, умения и ресурсов) важен для понимания того, что имел в виду Христос, употребив в контексте сравнения людей слово «велик».
Древнерусский язык знал слова, от которых было произведено слово «вельми»: «вель», «велий» — «большой». Вельми́ - почти вышедшее из употребления общеславянское слово имеет значение - «весьма», «очень».
Бог сотворил мир, по Его мнению, хорошо весьма. Тот, кто хорош весьма в этом весьма хорошем мире - велик в глазах Творца. Велик тот, кто познал и обрёл ключ к гармонии сотворённого мира и нашёл своё место в нём, которое, по мнению его и его Бога, принадлежит только ему. Этот процесс и этот результат называется смирение – согласие с миром. Можно также его назвать – обретением Духа Святого. Это взаимная радость согласия на сотрудничество со своим Богом, с самим собой, со своими ближними и со всем миром Божьим. В этом случае слова «бОльший», «великий», «величество» и «величие», «величественный» и «власть имеющий» становятся близкими по смыслу. В противном случае эти слова становятся далёкими, утратившими остатки взаимопонимания - просто «большак» и ничего больше, просто «вожак» и никакого величества, и таки далее.
«Больший из вас да будет всем слугой» - огласил приговор Христос своим ученикам. Истинное величие проявляется в служении Богу, себе и своим ближним.
Меньший в стаде будет велик или нечто меньшее во мне пребывающее есть великое – означает, что всё величие человека в его искренних душевных намерениях, в его честных духовных устремлениях, то есть в росте, в совершенствовании, что даёт только Познание… Меньший ещё будет расти, плодиться и размножаться, и великий уже нет, ни расти ему некуда, ни плодиться нет стимула, ни размножаться нет желания. Стал человек велик, и делатель в нём сразу сник.)))
Первый царь, выпрошенный евреями у своего Бога, звался Саул, и был он ростом больше всех на голову и внешне красивее всех на две. Давид, который сменил Саула на троне, был самый меньший среди своих братьев, почитался своим отцом за «никакущее никто», но Бог его выбрал Себе царём для Своего народа и кем Он его сделал? – Величайшим в своём великолепии царём Израиля во время земной жизни, отцом самого мудрого человека на земле всех времён и народов царя Соломона, предком Иисуса Христа, Царём и Пастырем всех народов в Царстве будущего века. Есть ли у кого-либо мало-мальски вменяемого ещё какие-то вопросы на тему: «Кто на свете всех велее, величавей и сильнее?»)))
«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.», (Ин.10:1-18).
Кто такой наёмник? Кто его нанял? Кого имеет в виду Христос в 10-й главе Евангелия от Иоанна? Наёмник – тот, кого нанял хозяин-наниматель делать определённую работу за вознаграждение. Например, люди из одного селения наняли себе пастуха, чтобы он наиболее лучшим образом пас их овец. Это профессионал, он за вознаграждение от хозяина сам живёт и даёт жить своим домочадцам (жене, детям, слугам и прочим иждивенцам). Христос имел ввиду профессиональных священников, которые более ничем не занимаются и живут на ту лепту, на те пожертвования, которые им приносят овцы (паства, миряне, благодетели и иже с ними). Можно подумать, что это не их овцы? А чьи? Христовы? Из этой причти понятно, что Иисус и наёмники претендуют на одних и тех же овец.
Это приговор тем, кто не оправдал доверия Бога Отца, живя на иждивении Его и Его народа во исполнение Его же законов.
Нынешние наши священники тоже наёмники. У них служебные траты времени таковы, что они не в состоянии более ничем заниматься. В монастырях люди ещё вроде бы чем-то занимаются, содержат в порядке территорию, здания, занимаются сельским хозяйством, рукоделием, производством продуктов питания и церковной утвари и пр. Но занимаются ли этим монахи и церковные иерархи или это доля послушников и прочих нанятых за ту или иную плату или за обещание спасения людей? Это вопрос, на который следует искать ответ или мне-то какая разница? – Ответ: Или…
Христос с учениками тоже кормились от подаяний людей, им служили женщины имением своим и таки далее. Но! Он мог приумножать еду (хлеба и рыбу) и питие, превращать воду в вино, но не кормил так себя и своих учеников? Мог, но не делал?! Говорил им ешьте и пейте то, предложат вам в домах...они срывали от голода колосья и ели зёрна... Почему? Зачем? То есть, по сути, Христос с учениками тоже были профессиональными священниками в том отношении, что кормились от даров людей (пожертвования, угощения, подаяния...), кроме двух случаев, описанных в Евангелиях. Если бы Христос даром давал Свои ученикам дыхание Своего Духа Святого, кормил, поил и одевал их, давал бы им власть над нечистыми духами и таланты исцеления людей, то они бы никогда в жизни не научились бы ловить не то, что людей, а даже мышей.)))
Они учились у Христа ловить человеков. Это цель и сущность учения Христа. Ловить рыболовов и прочих потребных для дела по своему усмотрению людей. Это цель и сущность Сущего? А что? Нас приманивают, прикармливают, приучают и научают, некоторых даже дрессируют, потом предлагают клюнуть на наживку, а в ней крючок, и начинается процесс вываживания и заведения «рыбины» в подсак, чтобы извлечь её из привычной для неё среды обитания. Кого поймали с ним что делают? Отпускают? Ой ли?! Отправляют в стадо. Пойманные кормят, поят, обувают, одевают и по-иному служат ловцам... Ловцы и овцы.
С ловлей сетями немного другая аналогия... Мы бродим своими путями в своих косяках или поодиночке и не видим сетей, самонадеянно полагая, что раз мы их не видим, то их и нет, и потому попадаем в них во множестве (здоровые и больные, сильные и слабые, большие и маленькие, умные и глупые, трудолюбивые и лентяи, храбрые и трусливые... всякие разные вместе в стае)... Потому что они есть, но нами не видимы, то есть они для нас пока составляют часть невидимого мира тоже сотворённого нашим Богом. Ловят людей индивидуально, когда ловят личностей, и скопом, когда ловят скопцов, и стадами, когда ловят овец, баранов, коз, козлов и прочих недоразумений из рода человеческого.)))
Нас ловят на обещание спасения от заслуженных и, может быть, закономерных мучений и на обещание блаженств в вечной жизни... Никто не хочет умирать, болеть, плакать, горе горевать, ныть, печалиться, никто не хочет мучиться...Так ли это? Как ощутить и воспринять блаженство, если оно вечно? Кто жил и мучился, тот знает точно, что периоды отсутствия мучений сами по себе есть одна из форм блаженства.
Священник Андрей Ткачёв, который выслушал сотни тысяч исповедей и прошений к Христу, как-то верно заметил, что абсолютное большинство людей выпрашивают и клянчат у Бога здоровья, богатства, счастья в личной жизни и совсем мало кто просит себе прибавки ума, разума, чести, совести и мудрости, признавая себя нищим духом. Мол имею всё этого помаленьку, но ощущаю свою духовную нищету, как блаженство, и оттого хочу ещё и ещё.))) По моим наблюдениям за собой и моими знакомыми меньше всего в человеке алчбы по удовлетворению потребностей, возникающих из нищеты духа; неистовый голод к познанию мира за счёт сгрызания собственных зубов о гранит науки с пролитием семи потов и трёх литров собственной крови, как вопрос жизни и смерти, без абсолютно никаких гарантий открытия человеком новых знаний, вполне возможно и есть меньший, пребывающий в системе и иерархии ценностей человека, и потому он и есть велик по Слову Христа. Люди предпочитают лютой и утомительной битве Познания, многократно пережёванные и в рот им учителями положенные, лучше в виде видео, так называемые плоды образования в виде отпрысков познания… Ведь хорошо же быть овцой, ещё лучше в стаде, и совсем блаженство коли в овчем дворе да с бдительным придверником, да с добрым пастырем. Думать и принимать решения не надо, нужно просто смотреть, читать, слушать и исполнять.
Ловцы - те, кто обрёл над выловленными власть, кого пойманные сами сделали и почитают великим, и в этом состоит величие ловца. Ловец тот, кто сначала кормит и поит. Кого-то кормит, кого-то прикармливает, а кого-то откармливает. Такова жизнь. Так устроен мир, который весьма хорош, то есть вельми велик в своей великолепной гармонии величия, даря блаженства нищим духом, то есть тем, кто алчет Познания Творца и Творения и ищет сотрудничества с Ним для продолжения вечного процесса начатого Вначале. Да будет так. Аминь.