Жизнь, не пронизанная молитвой, в принципе, немыслима для христианина, потому что разговор с Богом – это подвиг самопонуждения лишь для новоначальных, а для воцерковленных он является такой же необходимостью, как дыхание. Поэтому множество всех жизненных моментов, к которым приурочена молитва, могут быть лишь поводом для нее. Так, верующий молится по пробуждении, перед сном, перед приемом пищи и после него, в храме, на улице и перед началом какого-либо дела, например, учебы или трудов в течение рабочего дня.
Конечно, начало работы или учебы может быть не просто поводом для молитвы. Можно и нужно просить Бога, чтобы все задачи трудового дня были выполнены без заминок и качественно. Перед усвоением каких-либо знаний также правильным будет просить у Бога эффективности этого дела.
Если работа связана с опасными для здоровья и жизни инструментами, высотой, вредным производством и прочими необычными условиями, любой трудящийся на такой специальности верующий, очевидно, будет просить Бога о безопасности рабочего дня.
На учебе или работе человек может сталкиваться с несправедливостью, исходящей от одного или нескольких сотрудников, соучащихся, начальников или преподавателей. Совершенно нормальным будет просить у Бога восстановления справедливости. По молитве верующих часто случается даже так, что один или несколько человек, ставшие причиной несправедливости в адрес христианина, покидают коллектив.
Чтобы Бог исполнял прошения, связанные с трудовой деятельностью, верующий должен трудиться честно и усердно, работая так, как он сам хотел бы, чтобы трудились его подчиненные, если бы он был руководителем.
Если христианин сам руководитель, всякую несправедливость в коллективе ему следует пресекать, даже если это требует иногда увольнения с работы какого-нибудь халтурщика, халявщика, дармоеда или смутьяна. Важно помнить, что в конфликте может быть и так, что одна сторона виновата, а другая – нет, а может быть и кто-то виноват больше, а кто-то – меньше. Но ссоре членов коллектива не может служить причиной равные по вредоносности оплошности. Реальность такова, что чем больше у человека власти и ответственности, тем более непростые и непопулярные решения он должен уметь принимать.
Начальствующему над другими людьми христианину хорошо будет узнать, кто в его коллективе тоже является верующим, и кто из них в какой храм ходит. Может возникнуть такой своеобразный мост между общинами. Христиане закономерно ближе друг к другу, чем к другим людям, поэтому значительная доля взаимовыручки оказывается верующими внутри общин, а не только нецерковным нуждающимся. Вполне возможно, что по воскресеньям и другим церковным праздникам верующему начальнику будет удобно подвезти на автомобиле одного или нескольких своих подчиненных в храм, который они посещают.
У верующего руководителя должны быть в кабинете святые иконы. Это будет выражением, как в сказано в наших молитвословиях, "веры непостыдной", а также своеобразной проповедью неверующим сотрудникам.
Христианину желательно трудится в тех видах земной человеческой деятельности, которые действительно приносят пользу людям. Это может быть строительство, сельское хозяйство, создание техники, воинская служба, научные исследования, медицина и прочее. Если же верующий или его руководство зарабатывает, что называется, деньги "из воздуха", то в этом нет ничего греховного. Таков уж мир, в котором мы живем, – порой люди только рады швыряться деньгами.
Гораздо хуже, если работа христианина связана с грехом. Это может быть, например, торговля алкоголем, под многими марками которого потребителю подсовывают сейчас не просто что-то некачественное и поддельное, а откровенно вредную для здоровья отраву. В таком случае следует молиться о переходе на другое место и совершать соответствующие прошению поиски новой работы.
Не грешно и даже вполне правильно просить Бога о повышении в должности и увеличении заработной платы – если Ему будет это угодно, то почему бы рабам Божьим не принять от Отца Небесного некоторые земные блага?
В целом, христианское восприятие всего того, что люди делают на земле, должно опираться на память смертную и "чаяние воскресения мертвых и жизни будущего века". Верующему не следует устраивать свою земную жизнь с излишествами и чересчур баловать как маленьких, так и повзрослевших детей, давая последним слишком высокий в материальном плане жизненный старт. Так, нужно позаботиться о самоопределении в жизни молодого отпрыска и его образовании. Может, даже купить ему квартиру и автомобиль, но вот на собственный загородный дом взрослый ребенок пускай зарабатывает сам.
Даже если христианин занят в очень важной отрасли деятельности рода человеческого, ему не следует считать, что он делает нечто великое, потому что весь этот мир не только подлежит уничтожению рукой Божьей и дальнейшему обновлению, но и постоянно терзается самими людьми: в какую эпоху ни посмотри, постоянно одно и то же – построили, устроили войну, разрушили. И так по кругу.
Самое великое из дел, которыми может занять себя человек, – это молитва к Пресвятой Троице, чему и учит нас пример многочисленных прославленных преподобных.