Найти в Дзене

Не бывает неба в полкрыла, или «Аннушки» Ямгутдинова. Часть 2

Оглавление

Часть 2

Не зря говорят, что большинство тех, кто однажды связал свою жизнь с небом, остаются ему преданы навсегда. Мидэхат Ямгутдинов подтверждает: так и есть. Он в гражданской авиации уже более 35 лет.

Автор: Светлана Пинская, фото: архив Светланы БОРИСОВОЙ, Мидэхата Ямгутдинова

Архивный снимок

Смотрим фото. На экране компьютера один из немногочисленных кадров, где запечатлён наш герой. Мидэхат Мингалеевич признаётся: фотографироваться не любил.

- Чумазый весь, - говорит Мидэхат Ямгутдинов, разглядывая себя на фотографии. - Это Уренгой, 1988 год. Меня как раз перевели ведущим инженером. Шла весенняя подготовка, пришлось самому лазать кругом. Что имелось ввиду под словом «кругом», тоже становится ясно: - Тут мы на субботнике.

-2

Подготовка вертолётов, самолётов, автотранспорта к работе в весенне-летний период - это, само собой, первоочередная задача. Но и хозяйственную часть, как говорит герой, никто не отменял, уборку территории в том числе.

-3

Курс на Уренгой

«Давай, Мидэхат, поезжай на полгода, помоги им там организовать инженерно-авиационную службу», - говорил Ямгутдинову Владимир Лукиных, начальник авиационно-технической базы Таркосалинского объединённого авиаотряда. Шёл 1987 год, Мидэхат Мингалеевич, отработав семь лет бригадиром авиатехников в Мысе Каменном, вернулся в Тарко-Сале.

А «там» - это в аэропорту Уренгоя, которым в то время руководил Николай Куликов. К слову, человек в посёлке известный, тоже отдавший много лет жизни гражданской авиации. А она на Крайнем Севере в конце 1980-х всё ещё была крайне востребованной.

- Одних вертолётов на базировке в Уренгое находилось 20 бортов: «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10». Самолёты летали круглые сутки: «Ан-2», «Ан-12», «Ан-24», «Ил-76» и «Як-40», - перечисляет Мидэхат Мингалеевич.

Так что задач у инженерно-авиационной службы было немало.

Как работали? Да как все в то время.

- От работы никто не отказывался, - рассказывает наш герой. - Что, что, а с людьми здесь было проще. Даже если какие-то авралы, люди шли навстречу, понимали, что Север. - А Север -

это особые условия: то, что сделаешь заранее, тебя и спасёт. Как подготовишься, так и будешь дальше работать.

Дело мастера боится

-4

Само собой, в работе бывало всякое. Но об этом «всяком» те, кто имеет отношение к небу, перелётам и взлётным полосам, особо вспоминать не любят.

Ну да, сел с поломкой пассажирский борт - отремонтировали, отправили. Примерно так, коротко и лаконично, рассказывал Мидэхат Мингалеевич об одном из произошедших случаев.

Дело было в 1989 году. Именно тогда началось строительство нового здания уренгойского аэропорта. Пока Ямгутдинов ездил в Лимбяяху за строительными материалами, из-за неисправности в геологическом посёлке приземлился «Ан-24» с пассажирами на борту. Ждали, когда Мидэхат Мингалеевич вернётся. Дождались и неисправность быстро устранили. Борт с пассажирами благополучно улетел.

-5

А пошутить они любят

Об особой отличительной черте, присущей авиаторам и работникам аэропорта, Мидэхат Мингалеевич рассказывает с искоркой в глазах.

- Возьмите известных юмористов, сатириков, в основном все они заканчивали авиационные институты. - К работе у нас всегда относились добросовестно, но доля юмора, приколов постоянно присутствовала - для разрядки, работа ведь напряженная. Подшучивали, и неплохо, - продолжает наш герой и добавляет: - Но никогда не обижались друг на друга.

-6

Непростое время

Строительство здания нового аэропорта завершили в 1993 году. Как раз в пору экономического кризиса. Дела у авиаторов, как и в других отраслях, пошли на спад. Началось сокращение, и Мидэхату Мингалеевичу предложили другую работу. Он согласился. Трудился в ОАО «Ямалнефегазгеология», которое только образовалось, потом в частном бизнесе, а затем в ЗАО «Геотрансгаз», руководил которым его давний товарищ Марс Атнагулов. В 2002 году воздушная гавань возобновила работу в качестве муниципального унитарного предприятия, и Мидэхат Мингалеевич вернулся в авиацию. Спустя четыре года, когда Николая Куликова избрали главой посёлка, стал начальником аэропорта.

-7

Товарищи, коллеги

Самолёты, вертолёты ремонтируют, заправляют, отправляют пассажирские борты... Мы продолжаем рассматривать фотографии. На чёрно-белых снимках запечатлены будни уренгойского аэропорта конца 1980-х.

Уже история, но такая живая и близкая для нашего героя (фото вверху).

- Справа - Зоя. Она метеорологом у нас работала. Рядом с ней Татьяна, кассир, - перечисляет Мидэхат Ямгутдинов. -

С тортом - бригадир авиатехников Александр Казаченко, долго проработал в аэропорту. А это Тамара Семёновна, диспетчер службы перевозок, от нас уходила на пенсию. Левее -

кассир Вера Тарабрина. Рядом с ней диспетчер Лариса Петрова. А в центре стоит Паша Самофалов, руководитель полётов. Пришёл в аэропорт после училища, до сих пор работаем вместе. С тех времён только и остались, он да я.

Тарко-Сале, Мыс Каменный, Уренгой... Анатолий Лапшов, Фёдор Варюха, Николай Сандаков, Сергей Горяев, Эльдар Асадулин, Юрий Сёма, Сергей Суравяткин, Владимир Лукиных... Немало имен и фамилий прозвучало во время беседы - коллеги и товарищи Мидэхата Ямгутдинова. О них он мог бы рассказывать долго: «Хороших мужиков в гражданской авиации много было».