Найти тему
Место встречи на НТВ

За что подвергали цензуре советскую киноклассику?

Кадр из фильма “Кавказская пленница”. Режиссёр Л. Гайдай, сценаристы: Я. Костюковский, Л. Гайдай,  М. Слободской, композитор: А. Зацепин. Киноконцерн “Мосфильм”. 1966 год.
Кадр из фильма “Кавказская пленница”. Режиссёр Л. Гайдай, сценаристы: Я. Костюковский, Л. Гайдай, М. Слободской, композитор: А. Зацепин. Киноконцерн “Мосфильм”. 1966 год.

Российские фильмы второй год подряд бьют рекорды по сборам в кинотеатрах. После ухода зарубежных прокатчиков, зритель стал отдавать предпочтение отечественным лентам. В правительстве поставили задачу перед кинобизнесом результаты улучшить, а главное - привести кино в соответствие с традиционными духовно-нравственными ценностями. Кинообщественность восприняла эту просьбу неоднозначно. Одни считают, что такой подход вернет на экраны кино по стандартам советской классики, другие наоборот считают, что в современных реалиях это убьет кинематограф. Многие из советских фильмов подвергались подвергались цензуре, а то и вовсе оказывались на полке. За что же тогда ругали сценаристов и режиссеров?

Масштабная волна цензурных гонений в СССР пошла ещё при Сталине. Так в немилость попал фильм “О странностях любви” 1936 года - легкая музыкальная комедия о двух подругах, которые приехали в Крым, где познакомились с молодыми парнями и влюбились. Утверждается, что ленту посмотрел лично Сталин, назвал ее пошлой и антисоветской.

Кадр из фильма “О странностях любви”. Режиссёр: Я. Протазанов, П. Подобед, автор сценария: Б. Гусман, А. Мариенгоф, композитор: Д. Блок, Межрабпомфильм, 1936 год.
Кадр из фильма “О странностях любви”. Режиссёр: Я. Протазанов, П. Подобед, автор сценария: Б. Гусман, А. Мариенгоф, композитор: Д. Блок, Межрабпомфильм, 1936 год.

В период оттепели цензоры продолжали находить провокационные и «вредные», по их мнению, для общества фильмы. Такие отправлялись на полку, как например, фильм “Интервенция” Геннадия Полоки за “серьезные идейные недочеты”. Следом запретили “Комиссара” Александра Аскольдова, обвинив в антисемитзиме и искажении истории. Фильм был назван “идеологической диверсией” и запрещен к показу на двадцать лет.

Фрагмент из х/ф “Комиссар”:

“Красноармейский устав порушил, революцию на бабий паёк разменял. Революция, Емелин, не мстит - она защищается! Согласно нашей совести и для основания светлого будущего проклинаю тебя, Емелин, как подлую собаку и отдаю под суд революционного трибунала”.
Кадр из фильма “Комиссар”. Режиссёр: А. Аскольдов, автор сценария: А. Аскольдов, В. Гроссман, композитор: А. Шнитке, Киностудия им. М. Горького, 1967 год.
Кадр из фильма “Комиссар”. Режиссёр: А. Аскольдов, автор сценария: А. Аскольдов, В. Гроссман, композитор: А. Шнитке, Киностудия им. М. Горького, 1967 год.

Больше многих доставалось Леониду Гайдаю. В Госкино не приняли “Кавказскую пленницу” и назвали фильм “возмутительной антисоветчиной”. Цензорам не понравилось всё - от шуток до песен про султана. Более 40 замечаний было к “Бриллиантовой руке”. Цензорам не понравились намеки на секс, злоупотребление алкоголем и высмеивание властей. Сцену, где герой Папанова произносит фразу “правительство и партию оставили на второй год”, пришлось удалить. А эпизод с управдомом Нонны Мордюковой - переозвучивать. Изначально вместо слова “любовница” было “синагога”.

Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме “Бриллиантовая рука“. Фото: РИА “Новости“.
Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме “Бриллиантовая рука“. Фото: РИА “Новости“.

В самый разгар антиалкогольной кампании многие картины просто исчезли с экранов телевизоров. Под запрет попала даже “Ирония судьбы” - по воспоминаниям, Михаил Горбачев назвал ее “картиной об алкоголике и блуднице”. Под запрет попали “Кин-дза-дза” и “Гусарская баллада”, где углядели множество сцен с распитием алкоголя. На год позже плана на экраны вышел фильм “Любовь и голуби”, который худсовет сначала забраковал. Главным требованием было вырезать все сцены, где герои выпивали. Например, изначально эпизод, где герой присаживается выпить пива выглядел по-другому: он выпивал 5 кружек подряд! После удаления десятков сцен две серии фильма превратились в одну.

Кадр из фильма “Любовь и голуби”. Режиссёр: В. Меньшов, автор сценария: В. Гуркин, композитор: В. Левашов, Мосфильм, 1984 год.
Кадр из фильма “Любовь и голуби”. Режиссёр: В. Меньшов, автор сценария: В. Гуркин, композитор: В. Левашов, Мосфильм, 1984 год.

Читайте наши публикации: