В Правительстве РФ одобрен и передан в Госдуму законопроект, который предлагает взять всех психически неуравновешенных и общественно опасных людей под контроль не только врачей, но и полиции. Одни считают, что это действительно поможет оградить граждан от несчастных случаев, другие категорически против. Правозащитники считают, что это возврат к принудительному психиатрическому лечению, которое практиковали в СССР. с С людьми с психиатрическими диагнозами и с алкоголиками разговор там был коротким. Главным страхом было оказаться в спецлечебнице, куда направляли всех, кто не верил в коммунизм и громко осуждал власть.
В СССР положить человека в психиатрическую больницу фактически было делом одного телефонного звонка. Диагноз буйному гражданину ставил врач, приехавший по вызову родных или милиции. После чего приезжала уже психиатрическая скорая. Отправить на принудительное лечение могли и настоящего шизофреника, и вышедшего на протест диссидента. Люди, публично осуждавшие построение светлого будущего в Советском Союзе, могли быть приравнены к психически больным. Так, непримиримая Валерия Новодворская провела в начале 1970-х два года в психбольнице с диагнозом вялотекущая шизофрения.
Валерия Новодворская, советский диссидент:
“Когда у них не набиралось материала на суд, тогда они просто хватали диссидента и на какое-то время сажали его в обыкновенную психбольницу“.
Алкоголиков и наркоманов в СССР тоже могли отправить на принудительное лечение в трудовой профилакторий. С 1960-х годов они массово открывались по стране. Пьяницы и зависимые попадали туда по заявлению от родственников или автоматически после шести ходок в вытрезвитель.
Михаил Бабаев, ведущий:
“Полтора года принудительного лечения в закрытом учреждении, изоляция от общества, жесткий режим. Закон помогает этот облик им обрести. Очеловечить помогает людей“.
К концу 1980-х через трудовые профилактории прошло около миллиона пьяниц и наркоманов. А на психучёт было поставлено 10 млн человек из них почти 400 тысяч лежали в больницах. С началом перестройки Всемирная психиатрическая ассоциация потребовала снять с учёта всех, кто прикреплен к психиатрическим больницам при МВД. Находящихся там пациентов посчитали жертвами принудительного лечения. 5 января 1988 года власти СССР признали существование карательной психиатрии, правда, сами врачи-психиатры говорили, что не выходили за пределы дозволенного.
Нелли Буткевич, врач:
“Мы как были врачами, такими врачами мы и остаемся. (21:01) В каком бы министерстве мы не были, мы будем выполнять свой основной долг - будем лечить наших больных и делать все возможное для того, чтобы они смогли жить, возвратиться в общество и не повторяли повторно общественно опасных действий“.