Самые тяжелые грехи – это деяния, которыми человек наносит смертельные раны своей душе. Эти раны называются страстями и бесконечно отдаляют человека от жизни с Богом. Для их исцеления Господь Иисус Христос совершил искупительное мессианское служение, закончив его на Кресте в страшных муках, приняв смерть за грех всего мира. Чтобы исцелиться от всех душевных ран, человеку следует веровать в Иисуса как в истинного Бога, пришедшего на землю в плоти истинного Человека, и раскаиваться в своих грехах, прося у Бога прощения и очищения.
Грехи можно разделить на саморазрушительные – блуд, чревоугодие и заблуждения (неправильное понимание Божьего мира и своего места в нем), а также на злодейские – причинение страданий другим людям. Если разобраться, то грех – это единое зло со многими гранями. Все небогоугодные человеческие деяния и состояния тесно переплетены друг с другом и перетекают одно в другое.
Блуд – это известные всем смертные грехи, выраженные в естественном и противоестественном разврате. Блуд вполне может считаться злодеянием, если грешник втягивает в разврат чистого в плотском отношении человека, который и не помышлял о таких удовольствиях. Эта группа грехов имеет своей основой телесную природу человека, то есть его низшую, животную составляющую. Начинается опасность блуда, когда из отрочества люди переходят в половую зрелость, то есть в юность.
Чревоугодие – это наркомания, пьянство, курение, обжорство (чревобесие), зависимость от изысканных вкусовых ощущений (гортанобесие) и тайноядение. Тайноядение, как видно по названию греха, – это всякое вкушение пищи тайком. Грешащий тайноядением может быть жадиной, монахом, вкушающим пищу в неположенный час, нарушителем поста.
Под воздействием наркотиков у человека сильно меняется работа головного мозга – органа-посредника между душой и внешним миром. Наркоман открыт для сильного влияния бесов, которые являются главными лжецами и могут внушить ему различные идеи, не соответствующие действительности. Таким образом, этот вид чревоугодия по своей сути – один из видов магии, оккультизма, шаманизма и прочего язычества, что отлучает человека от Бога.
Последнее относится к третьей группе саморазрушительных грехов – заблуждениям. Человек может и не заниматься названными выше видами бесослужения, а отлучить себя от Бога другими способами. Во-первых, грехом является отступничество крещеного человека от христианской веры, а также вообще исповедание лжерелигии кем бы то ни было. Человек может и верить в Христа, но быть при этом еретиком – не верить в одно или несколько православных вероучительных утверждений о Боге, Христе, видимом и невидимом мирах, человеческой душе, прошлом, будущем и прочем. По учению Церкви, еретики не наследуют Царство Божье.
Гордыня, грешащий которой считает себя самым лучшим человеком на свете, чужда смиренному Духу Божьему, а, значит, и любви. Нераскаявшийся гордец разрушит свою личность и пойдет в ад, даже если он крещен и верует во все церковные догматы. Гордец, занимающийся при этом оккультизмом, вполне может обезуметь и возомнить себя равным Богу, что при отсутствии раскаяния непременно обречет заблуждающегося на ад.
Именно гордыня заставляет некоторых христианских и околохристианских духовных авторитетов устраивать раскол и ненавидеть других верующих. То же самое самопревозношение заставляет раскольничью паству следовать за своими губителями. Считается, что грех раскола не смывается даже мученической кровью.
Ложь – это тоже саморазрушительный грех. Отец лжи – дьявол, поэтому нельзя не только вводить людей в заблуждение, последствия которого могут быть плачевны для других, но и врать "по мелочи" или прибегать ко "лжи во спасение".
Самое яркое выражение злодейских грехов – хищение чужого имущества, убийство и насилие – причинение телесных страданий. Корень воровства, грабежа и разбоя находится в естественном желании обладания комфортом и материальными благами. Это желание искажает все та же гордыня, и перерастает оно в грех.
Забирающий чужое может быть не только вором, но и влиятельным человеком, который недобросовестно использует свое положение и вверенную ему систему на пользу себе и во вред другим. Сребролюбец, накопивший огромные, никуда не используемые суммы, – тоже вор, потому что валюта напечатана для того, чтобы находиться в обороте и служить тем самым нормальному функционированию экономики. Кроме того, любой, кто трясется над своими несметными финансами как над идолом, по определению не милостив к нуждающимся, что тоже в очах Божьих является хищением.
Убийство и насилие могут быть как ничем неоправданными, так и оправданы выгодами самого убийцы. Например, это может быть как никогда в наши времена распространенный грех убийства младенца еще в материнской утробе – так называемый аборт.
Вполне стать убийцей может и все тот же гордец, если его оскорбили.
Люди могут также, подобно дьяволу, получать извращенное садистское удовольствие, издеваясь над ближними в местах лишения свободы, на службе в армии, или просто "выматывая" нервы кому-то из членов семьи.