Кейс: Сервис виртуальной очереди для B2B
Любите стоять в очереди? Едва ли можно найти человека, который на этот вопрос ответит «да».
Нашей команде поступила идея сервиса виртуальной очереди для сегмента B2B, который должен облегчить людям доступ к любым услугам.
Схема такова: человек получает электронный талон через QR-код, содержащий информацию о приблизительном времени ожидания и наступлении его очереди. Бизнесу подобная система даёт возможность снизить нагрузку на персонал, оптимизировать поток клиентов и повысить лояльность.
Идея показалась неплохой, и мы приступили к её проработке. Анализ конкурентного окружения показал следующее:
- Необходимо работать с несколькими направлениями бизнеса, чтобы выйти на долю рынка от 20 млн. рублей.
- Клиент сервиса, в этом случае – сам бизнес, а вот, конечный потребитель – люди, которых он обслуживает. Вполне вероятно, что «больше болит» именно у последних. Тогда продажи следует строить через выгоды для бизнеса с точки зрения лояльности клиентов. Модель: «витамин» для бизнеса, «болеутолитель» для его клиентов.
Если проблема решается программным способом, при выборе ЦА следует учитывать её клиентов. Потому что старшее поколение испытывает трудности даже с аппаратной электронной очередью и не пользуется смартфонами. На примере конкурентов видно, что, со временем, компании начинают работать больше с аппаратной частью, чем с программной.
Дальше мы приступили к оценке потребности в таком сервисе и поиске конкретных направлений бизнеса, которые могут в нём нуждаться.
Сначала мы определили 11 направлений бизнеса, которые могли бы заинтересоваться продуктом. Разработали сайт, коммерческое предложение и презентацию.
Выбранным направлениям предложили решение через «холодный» обзвон, собрали качественные данные клиентов и статистику по отказам.
Выделили 5 направлений, где получили максимальный интерес, и сфокусировались на более глубоком изучении ЦА.
Анализ потенциальной ЦА показал следующее:
- 80% респондентов организуют приём клиентов по предварительной записи.
- Некоторые клиенты приходят также в порядке живой очереди.
- Обычно это люди, которые никуда не торопятся и готовы подождать.
- Подавляющее большинство всё же хочет знать точное время приёма, чтобы не тратить время на ожидание.
Проекту в итоге не дали софинансирование
Анализ идеи показал её неактуальность на этапе глубокой проработки ЦА.
Перечислю основные причины:
- У бизнеса нет потребности в таком проекте.
- Поток клиентов либо организовывается другими способами (при помощи онлайн-записи или записи по телефону), либо он не особо большой, поэтому компании справляются в порядке живой очереди.
- Высокая конкуренция в агрегации отдельных направлений повышает стоимость входа в нишу.
Поясню на примере работы одной автомойки, которую мы изучили в процессе анализа ЦА: запись клиентов предоставляется им как дополнительная услуга к основной системе учёта, которая закрывает далеко не одну потребность бизнеса.
Опыт респондентов, пытавшихся оптимизировать работу с записью при помощи автоматизации, показал, что в нише были попытки решить эту проблему.
Но они не увенчались успехом.
Проделанная работа показала, что направления бизнеса, заинтересованные в работе с потоком клиентов, не нуждаются в сервисе виртуальной очереди. Поэтому для привлечения клиентов в B2B потребовались бы многомиллионные ресурсы.
Денег на реализацию проекта ушло бы не меньше, ведь необходима разработка программного обеспечения с интеграциями в самые популярные CRM в каждом направлении бизнеса.
Таким образом, мы вовремя выяснили, что идея нерентабельна. Благодаря чему клиент, который принёс её нам, сэкономил деньги, силы и время.
Не знаете, как правильно оценить перспективы вашего стартапа? Обращайтесь в Профиланс Групп – поможем избежать ошибок.
Кстати, у меня есть ТГ-канал, где я рассказываю про IT-бизнес, свои проекты и делюсь инсайтами, — в общем, там много полезного контента, присоединяйся!