Найти в Дзене
Идём в музей

10 фактов о живописце Константине Коровине

Будущий художник родился в 1861 году, в состоятельной московской семье. Дедушка Коровина – Михаил Емельянович, был купцом первой гильдии и занимался почтовыми перевозками на ямщиках, за что прослыл «московским королем возниц». Алексей Коровин, отец художника был образованным и одаренным человеком, от которого сыновья Константин и Сергей унаследовали художественный талант. К концу XIX века в России проложили множество железных дорог и паровозы заменили тягловые перевозки на лошадях. Семейное дело прогорело, семье пришлось продать купеческий дом в Москве и переехать в подмосковные Мытищи. Именно там началось знакомство Константина Коровина с искусством. Его отец, Алексей Коровин, устроился на должность заводского учетчика, но не смог справиться с тяжелой депрессией из-за потери положения и покончил с собой. Жизнь семьи была трудной, но мать мальчиков, образованная дворянка из знатного рода Аполлинария Волкова, помогла сыновьям встать на ноги и получить образование. Старший бра
Оглавление
Валентин Серов. Фрагмент портрета художника Константина Коровина. 1891 г.
Валентин Серов. Фрагмент портрета художника Константина Коровина. 1891 г.

Происходил из зажиточной купеческой семьи

Будущий художник родился в 1861 году, в состоятельной московской семье. Дедушка Коровина – Михаил Емельянович, был купцом первой гильдии и занимался почтовыми перевозками на ямщиках, за что прослыл «московским королем возниц». Алексей Коровин, отец художника был образованным и одаренным человеком, от которого сыновья Константин и Сергей унаследовали художественный талант.

Москва, Товарищеский переулок, 24, стр. 4. Флигель дома, где родился Константин Коровин. Фото: Оксана Алешина / Фотобанк «Лори»
Москва, Товарищеский переулок, 24, стр. 4. Флигель дома, где родился Константин Коровин. Фото: Оксана Алешина / Фотобанк «Лори»

Его семья обанкротилась, а отец совершил самоубийство

К концу XIX века в России проложили множество железных дорог и паровозы заменили тягловые перевозки на лошадях. Семейное дело прогорело, семье пришлось продать купеческий дом в Москве и переехать в подмосковные Мытищи. Именно там началось знакомство Константина Коровина с искусством. Его отец, Алексей Коровин, устроился на должность заводского учетчика, но не смог справиться с тяжелой депрессией из-за потери положения и покончил с собой.

Константин Коровин
Константин Коровин

Старший брат Коровина тоже был художником

Жизнь семьи была трудной, но мать мальчиков, образованная дворянка из знатного рода Аполлинария Волкова, помогла сыновьям встать на ноги и получить образование. Старший брат Константина, Сергей, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и впоследствии стал живописцем-жанристом, продолжателем реалистических традиций передвижников. Вслед за ним в училище поступил и Константин. Потом Коровин так отзовется о творчестве старшего брата: «Серёжа талантливее меня, но как печальна его муза!»

Сергей Коровин. Автопортрет
Сергей Коровин. Автопортрет

Учился у Алексея Саврасова и Василия Поленова

В тринадцать лет Константин Коровин поступил в Московское училище живописи на архитектурное отделение, но отучился там всего один курс, после чего перешел на живописное отделение под руководством Алексея Саврасова. Константин считал художника своим главным учителем и наставником, но вскоре Саврасова уволили за пьянство. После этого Константин переехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушел и оттуда, разочаровавшись в методах преподавания. По возвращении в Москву, Коровин вновь вернулся в стены родного училища, где должность Саврасова уже занял Василий Поленов. Он стал новым учителем Коровина и познакомил его с меценатом Саввой Мамонтовым, благодаря которому молодой художник попал в Абрамцево – средоточие культурной жизни Москвы.

Савва Мамонтов играет на рояле своим гостям (слева-направо): Илье Репину, Василию Сурикову, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому. Снимок сделан в 1892 году М. Шабельниковым в кабинете Мамонтова в доме на Садовой-Спaсской
Савва Мамонтов играет на рояле своим гостям (слева-направо): Илье Репину, Василию Сурикову, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому. Снимок сделан в 1892 году М. Шабельниковым в кабинете Мамонтова в доме на Садовой-Спaсской

Был лучшим другом художника Валентина Серова

Валентин Серов и Константин Коровин познакомились и сдружились в Абрамцеве. Сложно было представить двух более непохожих по темпераменту людей: склонный к депрессии, молчаливый и аскетичный Серов, и жизнелюбивый яркий экстраверт и балагур Коровин. Со стороны казалось, что сработал закон притяжения противоположностей. Между тем, в художниках было больше общего, чем на первый взгляд: в жизни Коровин сохранял репутацию легкомысленного весельчака, но в реальности он был глубоким и вдумчивым человеком, который пережил много невзгод. Свои тайны и горести художник мог доверить только Серову. Савва Мамонтов называл неразлучную пару «Серовин и Коров».

В.А. Серов. Художник К.А. Коровин на берегу реки. 1905 г.
В.А. Серов. Художник К.А. Коровин на берегу реки. 1905 г.

Считается основателем русского импрессионизма

В 1887 году Коровин написал «Портрет хористки» и о нем заговорили в мире искусства. Работа впечатлила самого Илью Ефимовича Репина, а Савва Мамонтов подумал, что ее написал испанский живописец – настолько манера письма отличалась от реалистичной техники передвижников. В художественных кругах работу критиковали, но Коровин не отступился от своего стиля и продолжал создавать работы, для которых были характерны размашистые мазки и буйство цветовой палитры. Примечательно, что Коровин самостоятельно пришел к импрессионизму благодаря художественному наитию, задолго до своих поездок во Францию. Помимо живописи, Коровин проявил себя в театральном искусстве и создавал эскизы костюмов и декораций для опер и спектаклей.

К.А. Коровин. Портрет хористки. 1887 год. На картине указан 1883 год, но при помощи технико-технологического исследования выявлено, что картина написана в технике al a prima, которую Коровин начал использовать в конце 1880-х годов
К.А. Коровин. Портрет хористки. 1887 год. На картине указан 1883 год, но при помощи технико-технологического исследования выявлено, что картина написана в технике al a prima, которую Коровин начал использовать в конце 1880-х годов

Много путешествовал

Коровин неоднократно посещал Париж, где написал известные полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя». Именно в Париже Коровин познакомился с импрессионистами, которые поразили его своей техникой и цветопередачей. Также вместе с Серовым Коровин дважды путешествовал на север, в Швецию и Норвегию. Там он написал известные пейзажи «Хаммерфест. Северное сияние», «Гавань в Норвегии», «Мурманский берег», «Ручей святого Трифона в Печенге. Лапландия», «Архангельский порт на Двине».

К.А. Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 1911 г.
К.А. Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 1911 г.

Был талантливым педагогом и обладал литературным дарованием

С 1901 года Коровин вместе с Серовым преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он умел поддержать своих студентов в минуты сомнений и неудач, прививал творческую свободу и поощрял поиски индивидуального стиля. Среди учеников Коровина были такие известные и разноплановые художники как Сарьян, Юон, Федоровский, Герасимов, Куприн, Машков, Крымов, Никифоров, Туржанский, Фальк и другие. Также Коровин обладал незаурядным даром рассказчика и литератора и написал более 400 рассказов.

Любил Черноморье и подолгу жил в Гурзуфе

Коровин любил Черное море и много путешествовал по побережью, делая зарисовки и быстрые пейзажи. В Гурзуфе он по собственному проекту построил дачу в стиле конструктивизма и непрерывно жил в ней вплоть до революции. На вилле «Саламбо» – так называлась дача, подолгу гостили его друзья и коллеги, известные представители интеллигенции того времени: Рахманинов, Куприн, Шаляпин, Репин, Мамин-Сибиряк, Суриков, Горький. Сейчас на отреставрированной вилле находится дом-музей Константина Коровина.

Эмигрировал во Францию и прожил там до самой кончины

В 1922 году Коровин последовал совету Анатолия Луначарского и эмигрировал во Францию. Во Франции художник завершил мемуары «Моя жизнь», впервые изданные только в 1970 году. В 1939 году, в возрасте 77 лет художник скончался от сердечного приступа на улице Парижа. Был захоронен на Бийанкурском кладбище. Впоследствии, в 1950 году, останки Коровина и его жены перенесли на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи! Еще больше интересных статей о культуре и искусстве на сайте и в группе ВКонтакте.

Похожие подборки, которые могут вас заинтересовать: