Имеет ли смысл тратиться на легендарную марку Nakamichi? Денег нынче просят немалых! И в чём кайф? Звук особенный? Или ... антураж?
Псевдо обзорчиков и всяких видосиков-фоточек, посвящённых данной деке, в сети валяется немало. Но как-то поверхностно, в стиле мурзилки, для продажи. Хорошо, если АЧХ приведены, пусть без комментсов. Предлагаю копнуть поглубже, поосновательнее.
Моделька формально не из топовых - полный евро аналог 100-вольтовой япошки ZX-5, младшей сестры культовой ZX-9. Однако крутизна это смотря с какой стороны посмотреть.
Выпускалась в 1984-1987 годах. В те времена стоила 1700 марок ФРГ (~650$), что составляло астрономическую сумму. И шо так был овёс дорог? Реализованы передовые технические решения. И не просто передовые, а экстра: новая супер надёжная головка воспроизведения (дискретная с записывающей), оригинальный прямой привод, уникальный закрытый тракт и еще туча ноу-хау. Так, особая приспособа у головки отодвигает прижимаемую полосовой пружинкой или куском поролона фетровую подушку кассеты, исключая контакт с лентой сей приблуды. Короче, скромно, но со вкусом, без удорожающих наворотов. Что добавило модели популярности и благодатно сказалось на количестве приобретённых экземпляров, в том числе доживших до наших дней. Сейчас в путном состоянии за неё хотят от 600 баксов. У Вас аппетит жажды познания ещё не пропал? ))) Нет! Тогда поехали!
Начнём-ка с высокоуровневого белого шума, оный для записи на кассетную ленту особенно сложен. Так называемый розовый шум, спадающий по мере роста частоты - уловка МЭК (и других шустрил).
Для топовой железной TDK AR-X :
И это при пиковом уровне 0..+3 дБ (!!!) на индикаторе. Какая другая дека способна на подобное? А-а-а, TDK AR-X сподмогла?)
Однако для обычного псевдо-хрома TDK SA картина аналогичная :
Ну и простяцкая железяка ECP 74 bulk тоже выглядит неплохо:
И эта роскошь при при нулевом (центральном) BIAS !!!!!!!!!!!!
В проф. аппаратуре подмагничивание ставится немного по другому способу, чем принято для массовой бытовой аппаратуры. В бытовой он ставится подмагничиванием по равенству отдачи на СЧ и ВЧ. В этом случае подмагничивание оказывается "компромиссным" по отношению к этим краям - "и волки не совсем сыты и овцы немного потрепаны":) А другой метод заключается в поиске максимальной отдачи на частоте 400Гц (или минимуму модуляционного шума) при определенном выбранном уровне, несмотря на то, что максимум получается очень "тупой" на СЧ, после чего уже ручкой эквализации добиваются равенства на сигнала на СЧ и ВЧ. В этом случае достигается максимальная модуляционная способность ленты при минимуме искажений.
В магнитофонах с автоматической калибровкой эквализацию после установки тока подмагничивания крутит процессор. Например, в старых Пионерах на частоте 15кГц, в более поздних на 3 и на 15кГц, ещё в более поздних на 5ти и 7ми частотах. В Альпайне-85 эквализация сделана ручной, поканальная.
{ * }
У деки BX-300 только одна "калибровочная" крутилка - собственно, сам биас, т.е. без левел и эквализации. Проверим-ка функционирование сей BIAS на народной кассете TDK D 90-х гв! Так же при уровне записи 0..+3 дБ, что, повторюсь, нехило даже для наковской шкалы 200 нВб/м:
Влияние крутилки биас при таком уровне сигнала умозрительное, но прелесть в ином. Все ранее побывавшие на тестах деки на этом уровне записи существенно заваливают ВЧ. Но не Нак!!!
А что с собственным шумом ленты при этом?
Без закидонов! И если не выдвигать ползунок-фейдер OUT до упора, то в чуткие уши шум не лезет.
Прикольно, в УЗ области Нак на сквозняке выдает букет похлеще чем у TDA1540:
Перейдём-ка на стандартный уровень -20 дБ, на котором осуществляется калибровка у всех прочих дек (у BX-300 наяриваешь биас при любом уровне).
Стопудово неубитый Nakamichi BX-300E, и судя по всему настроенный без косяков, при центральном положении биас на той же TDK SA для такого уровня записи позволяет получить:
Хм-м, маловато будет!))) Загибчик в 3 дБ на самых высоких частотах вряд ли кто расслышит, но мы то уже привыкли к хорошему. Не так ли?
Зато на металлической Maxell MX-S при свипе до ~20 кГц выдаёт практически цифру (линейную АЧХ):
Между прочим, на Maxell DX1/90 со свипом -20 дБ до 48 кГц сей экземпляр Nakamichi BX-300E вообще бьёт рекорды, прописав "в полочку" до ~22 кГц!
Причём вопреки расхожим домыслам воспроизведение на других деках записанного Наками (отстроенными!) даже коварного белого шума не существенно отличается по АЧХ:
Но не на всех кассетах! Продвинутая TDK AR-X за куеву тучу бабла на расхожей деке JVC W777 (имеющей заводские настройки) воспроизводится хуже, чем 100-рублёвая ECP. А на Наке обе звучат трудно различимо:
Но так не должно быть! В чём же дело?
Оказывается, сей Нак был ранее кем-то (очевидно, мастером обслуживания) перенастроен на шибко продвинутую TDK AD (у которой перепроверенный TEAC V6030 калибрует биас +4 при центральном левел!) Такая настройка выровняла АЧХ по белому шуму и свипу вплоть до 20 кГц, но ... только для TDK AD :
Как следствие столь своеобразной настройки, ленты с очень высокой отдачей не только на ВЧ (в частности, TDK AR-X) записываются на Наке с меньшими (чем положено) частотами выше ~5 кГц. Но самое прискорбное, записываются не стандартно, что иногда приводит к проблемам воспроизведения на других деках (особенно непонятно как настроенных). Сказывается и другой фактор: некоторые слабые деки, не имеющие приличной калибровки, плохо переваривают ленты с задиром на ВЧ (в том числе при воспроизведении). Нак "оригинальную" настройку проглатывает, другие деки - с большим трудом.
Полезно знать, что на хром и метал Nakamichi BX-300 настраивается особенным образом:
Олег Лебедев очень вовремя подсказал, что для сопоставимости измерений АЧХ с другими деками следует у BX-300 регулятор биас выставить на +2 (т.е. уменьшать ВЧ). А то бы я уже кинулся перенастраивать)))
Старорежимную кассетку 1-го типа с пакетами волн разной частоты для проверки АЧХ на осциллографе, сей Нак воспроизвёл так:
Ну и на десерт, детонация (проверенная с помощью специальной кассеты):
Оная рекордно низка. Всё-таки прямоприводный ЛПМ у Наков особенный, протянет-вытянет-исправит любую сабельность. А родство с Sankyo весьма отдалённое.
Сэмплы из фирменной тестовой подборки (флаки 24-48): метал Maxell MX-S и железо Denon DX1/90
Запись на метал великолепна. Всё-таки полноценно прописывать метал мало какая дека способна (BX-300 на пределе). Но и "железный" Denon DX1/90 1983 гв ненамного отстаёт!
Отдельно сэмпл ECP 74bulk. На первой тестовой композиции слежавшаяся у катка-хаба лента подсуропила :
Что касается звучания как такового, если вслушиваться в нюансы второго порядка малости, то в плане передачи частотного диапазона Нак вплотную приблизился к цифре, при этом тонкий окрас звука (гармонические и интермодуляционные искажения) имеется. С последним разберёмся в следующий раз.
БХ 300 при цене в 600$ звучит лишь немного менее детально, чем ЗХ-9 за 1500$.
Итак, Нак (на примере Nakamichi BX-300) реально прописывает кассетные ленты как никакая другая дека. И при этом не задирает тупо АЧХ , как Акай. И не подтягивает штаны за счёт СДП (HX Pro). Воспроизводит частотку строго "ровно" подобно цифре, в том числе кассеты, записанные на других деках. Единственное, что Наку не по силам, так это уменьшать шум дохловатой ленты. Феномен записи белого шума на высоких уровня без завала на ВЧ требует отдельного исследования. В зависимости от настройки Нак способен из недорогих лент начального уровня (например, копеечных российских ECP) выжимать чудеса, выдавая результат, сопоставимый с дорогущими топовыми лентами (TDK AR-X).
======================================================