ФНС не довольна результатами проекта по "обелению" клинингового бизнеса, и поэтому планирует потереть его мочалкой ещё раз.
До него такому механизму уже подвергались рынки АПК и транспортных услуг.
Как происходит "обеление"?
1. ФНС приглашает к себе отраслевую ассоциацию (например, Ассоциацию клининговых и фасилити операторов) и создаёт с ней общедоступный электронный сервис, через который заказчики должны проверять подрядчиков на добросовестность.
Соответственно, информацию о суммах НДС и количестве персонала подрядчиков сервису предоставляет сама ФНС, после того, как получит от подрядчиков разрешение на публикацию о них такой информации.
2. Далее ФНС начинает "давить" на обоих участников рынка.
На подрядчиков давят, чтобы они дали согласие на предоставление о них информации для размещения на сервисе ("иначе не попадете в круг добросовестных подрядчиков и не сможете работать с крупными заказчиками").
На заказчиков давят, чтобы выбирали подрядчиков только из "белого" списка. А также настаивают на включении в тексты договоров налоговой оговорки (якобы обязывающей подрядчика возместить заказчику ущерб от налоговых претензий).
🧩При этом налоговики, разумеется, не упоминают о том, что:
А) созданный отраслевой ассоциацией электронный сервис проверки подрядчиков не является государственным ресурсом, не обязателен в применении, и отсутствие в нем информации о подрядчике никаким законным образом не может запретить заказчикам работать с данным подрядчиком
Б) та самая налоговая оговорка в договоре, обещанная заказчику как панацея от налоговых убытков, отнюдь не является безусловным правовым механизмом, позволяющим получить возмещение с подрядчика.
❌В итоге заказчики, оплатившие сначала добровольно все суммы налоговых "разрывов" и понадеявшиеся на налоговую оговорку, очень часто остаются ни с чем.
❌А чем это всё заканчивается для подрядчиков, мы уже наблюдали в рамках обеления с/х отрасли: крупные заказчики сначала проводят операции через нужных им субподрядчиков, а затем полностью списывают вину за это на подрядчика, взыскивая с него свои налоговые "потери".
Причем ладно бы взыскивались потери, представляющие собой реальные налоговые доначисления.
Однако, рекомендованные ФНС тексты налоговых оговорок дают заказчикам права взыскивать с подрядчика налоговые претензии уже на основании информационных писем налоговых органов и решения самого заказчика о добровольном уточнении НДС.
И, кстати, если подрядчик имел несчастье подписать договор с таким текстом налоговой оговорки, то налоговые "потери" заказчика с него 100% взыщут и в полном объеме, ибо по такой ситуации имеется Определение ВС РФ от 24.01.22 N 310-ЭС21-26455.
Есть ли способы противостоять этой истории?
Есть, два.
1️⃣Если заказчик отказывается заключить договор на том основании, что компания не включена в "белый" реестр, то, руководствуясь Решением Арбитражного суда г.Москвы по делу А40-34204/2021-122-128, можно жаловаться на такого заказчика в ФАС.
Именно так поступил подрядчик в упомянутом деле после того, как его заявка на участие в тендере Сбербанка была отклонена лишь на основании отсутствия его в "белом" Реестре.
ФАС вынесла предписание Сбербанку, в котором обязала его перестать отклонять тендерные заявки подрядчиков лишь на основании отсутствия информации о них в каком-то сомнительном негосударственном Реестре.
Сбербанк возражал, что пытался таким образом отсеять недобросовестных подрядчиков по рекомендации ФНС, однако, дело полностью проиграл.
2️⃣Настаивайте на том, чтобы налоговая оговорка в договоре была справедливой
Из нее должно следовать, что право заказчика на предъявление имущественных потерь подрядчику возникнет не ранее, чем заказчик получит проигрышное решение суда по налоговой проверке НДС.
Никаким образом заказчик не может требовать возмещения убытков на основании лишь письма или протокола ФНС и своего собственного решения о добровольном уточнении.
✅Готовый текст справедливой Налоговой оговорки, как всегда, доступен в нашем Магазине.