Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

«В поисках профессионального вдохновения: 35 историй о школьном образовании»: кому и зачем стоит прочитать книгу Любови Васильевой?

Оглавление

Кажется, с каждым годом профессия учителя становится всё менее престижной. Работа тех, кто передаёт нам знания, а после из-под своего крыла выпускает в большой мир, обрастает всё большим количеством мифов. И зарплата низкая, и нагрузка высокая, и недостаточное уважение со стороны учеников и родителей. Как ещё хоть кто-то остался стоять у доски?! В книге «В поисках профессионального вдохновения: 35 историй о школьном образовании», которая вышла в этом году в издательстве «Школьная летопись», Любовь Васильева развенчивает эти мифы и рассказывает, кто и почему продолжает работать учителем.

Источник фото обложки: личный архив Любови Васильевой.
Источник фото обложки: личный архив Любови Васильевой.

Как быть настоящим учителем?

В книге Любови Васильевой 35 глав. И как объясняет автор, это не спроста. В учебном году тоже 35 недель. Много это или мало для того, чтобы передать ученикам все те знания, которые буквально «переполняют» учителя? И дело не только в том, чтобы научить детей и подростков тому, что написано в учебниках. Во многом учитель — это наставник. Он готовит маленьких членов общества к жизни в большом мире. Но как в таких условиях не потерять себя, отдав всё другим?

Проблему выгорания и даже профессиональной деформации, уверена Любовь Васильева, решить можно. Нужно только понимать, как это сделать правильно. Учителям тоже нужно учиться. И один из способов «стать ещё мудрее и умнее» — перенять опыт коллег. И в своей книге Любовь Васильева этим опытом делится. В крайне удобном формате, стоит отметить.

В книге собраны истории учебных будней, которые призваны ещё раз напомнить о, казалось бы, понятных каждому вещах. Открывают сборник размышления, каким должен быть учитель. Любовь Васильева перечисляет основные качества, отличающие хорошего педагога. Собирался этот список на основе наблюдений самого автора, не раз проводившего собеседования и наставляющего более молодых коллег, и ответов учеников. И хотя Васильева в прологе отмечает, что читать книгу можно целиком от первой до последней главы, по одной главке в любом порядке или вообще использовать как оракул, мы всё же рекомендуем сначала прочитать первую главу, чтобы понять, кто же такой хороший учитель. А после можно и узнать, как правильно ставить цели перед собой и учениками, организовывать учебное пространство и общаться с подопечными, в том числе на переменах, настраивать себя на лучшее даже в самые тёмные учебные дни и понять, в чём моя миссия как преподавателя. Это лишь часть вопросов, на которые вы сможете найти ответы в этой книге.

Источник фото: личный архив Любови Васильевой
Источник фото: личный архив Любови Васильевой

Несомненным достоинством томика Васильевой становится композиция и стиль повествования. Главки действительно небольшие — всего 5-8 страниц. Однако в тексте нет ничего лишнего, только полезная «выжимка», в которой можно найти советы и даже руководству к действию. Кроме того, в конце каждой главы автор оставляет «профессиональное вдохновение», подводя итог вышесказанному. Язык книги «чистый», потому читать легко, а главное — запоминается написанное без особых усилий. В каком-то смысле «В поисках профессионального вдохновения» — это справочник педагога. И у него есть все шансы стать вашей настольной книгой.

Не только учитель…

Почему педагогам важно обмениваться опытом, зачем родителям читать книги для учителей и как не бояться браться за задачи, которые не по плечу, узнали у автора книги «В поисках профессионального вдохновения: 35 историй о школьном образовании» Любови Васильевой.

Любовь, как и почему Вы решили написать книгу? Кажется, это такой большой труд и найти время в плотном учительском расписании для этого практически невозможно.

— Человек всегда находит время для всего, чего он действительно хочет — знаете, кажется, это как раз обо мне. Однако добавлю: и для того, в чём он видит свою миссию.

Сам смысл был в процессе написания книги, что называется, по горячим следам. Не как воспоминания о давно ушедших временах или по рассказам очевидцев, а находясь в гуще событий. На переменах между уроками. После педагогических советов. Во время конкурсов профессионального мастерства. Мне было важно не только описывать события, но давать поводы к размышлению и поощрять интерес к внутреннему исследованию, адресуя самому себе важные вопросы. Что для меня учительство? Какая я сейчас? Чем себе помочь, когда очень тяжело? Это возвращает ответственность и даёт прекрасное ощущение управления полётом.

Источник фото: личный архив Любови Васильевой
Источник фото: личный архив Любови Васильевой

Почему, на Ваш взгляд, педагогам важно делиться друг с другом опытом?

— Мы живем и трудимся  в едином образовательном пространстве. У нас общий контекст, схожие вызовы и точки роста. У каждого педагога случались истории, когда хотелось бросить всё и уйти из профессии. Важно понимать, что сами по себе учительские вопросы не разрешатся. Обращаясь к взаимодействию с другими, мы расширяем свои возможности: появляются новые идеи, смыслы, цели и заряд вдохновения.

В какой момент Вы поняли, у Вас есть что сказать коллегам?

— В нашей профессии мы довольно часто передаем знания коллегам. Однако в основном это информация методического характера: как лучше выстроить урок, что использовать на рефлексии, какую роль в учебном взаимодействии отвести цифровым ресурсам и так далее. А вот представить свой взгляд на профессию или приоткрыть завесу тайны во вселенную образования для внешней аудитории: что же на самом деле происходит по ту сторону школьной парты — это действительно потребовало от меня определенной доли мужества. Просветительская деятельность педагога, как оказалось, порою даже сложнее методической.

Несколько звоночков, которые уже вовсю трезвонили, что пора собирать свои учительские истории в авторскую книгу, были:

  • когда неоднократно просили передать личные впечатления об участии в конкурсах профессионального мастерства. Задавали прямые вопросы: а как там всё организовано? Стоит ли участвовать? К чему быть готовым? Дала подробные ответы, но и сама была бы рада познакомиться с такой подробной интерпретацией ещё до собственного участия. Чтобы в том числе понимать масштаб надвигающейся работы;
  • когда ученики проявляли невероятные чудеса эмпатии, демонстрировали выдающиеся результаты работы над собой. Хотелось сохранить эти истории, записать и обращаться к ним в сложные времена. Это стало для меня своего рода мотивацией для продолжения профессионального пути;
  • когда стала получать первые отклики по своим текстам в авторском блоге. После второго поста уже получила приглашение на работу. Да и комментарии писали очень поддерживающие, я видела большой спрос на ясный простой язык в учительских историях.

Как Вы собирали материал для книги?

— Я работаю в образовании уже больше тринадцати лет, последние пять из них активно занимаюсь административной работой. Учительские истории сопровождают меня повсюду, я слышу их на конкурсах, при аттестации, на семинарах и форумах. Важные — фиксирую в процессе, потом обращаюсь повторно и дорабатываю в слаженный текст.

Прежде всего это личный опыт и опыт школьных коллег. Мы живем и трудимся в городе Ханты-Мансийск. Представляя город, я люблю говорить примерно так: «Маленькая уютная столица огромного нефтяного края». Со своим традиционным укладом, особенностями организации, менталитетом и бытом.

Структурно все истории из книги скомпонованы по разделам, представляющим учебные четверти. В первой четверти размышляем о стратегиях и смыслах. Делюсь о направлениях и замыслах учительства, рассказываю о вакансиях и о том, как принимают на работу.

Во второй — рассуждения о детях. Детский взгляд на мир. Чем отличаются современные дети, и в чём нам, взрослым, следует поучиться у них. Уж поверьте, очень и очень многому. Думаю, в том числе и этим обусловлен спрос на реверсивное наставничество.

Источник фото: личный архив Любови Васильевой
Источник фото: личный архив Любови Васильевой

Третья четверть затрагивает самые острые вопросы. Карьерные кризисы — а их в учительстве предостаточно. Конфликты и пути их разрешения. Честный взгляд на происходящее в образовании изнутри.

В четвертой — описание образовательных событий. Рассказываю об авторских проектах. Например, мы с ученицей 7 класса получили патент на программу «Бучеллендж для школьников». Или о работе в качестве начальника палаточного лагеря «Истоки». О том, как работала муниципальным куратором проекта «500+» для школы с низкими образовательными результатами. Или описываю свой год в роли советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Кстати, самая цитируемая глава из книги из четвертого раздела — «Учитель года: моя история». Честно описала опыт участия и поделилась полученными результатами.

Любовь, Вы стали победителем всероссийского конкурса «Время писать книги — 2024». Было ли для Вас это маркером того, что Вы создали по-настоящему качественный продукт? Или для Вас важна какая-то другая оценка Вашей работы?

— Безусловно, победа — это очень приятный опыт. Награждение проходило в Москве в рамках книжного фестиваля «Красная площадь». Церемония объединяла представителей большого читательского сообщества, приятная атмосфера радости, созидания, сотворчества. Но на самом деле сама работа над вёрсткой книги, взаимодействие с редактором, вычитка — всё это приносило столько счастья! Я была абсолютно поглощена процессом воплощения задумки.

Времена так быстро меняются. В школьном образовании постоянные преобразования. Здорово, что удалось запечатлеть мгновения профессиональных историй, воплотив их в книге.

По поводу маркеров: где-то прочитала о важном умении в современном мире сокращать время между возникновением идеи и её реализацией. Я рада, что удалось воплотить задуманное в реальность. И ещё больше рада, что книга находит отклик в сердцах читателей.

Для кого Ваша книга? Кому, на Ваш взгляд, её было бы интересно и полезно прочитать?

— В аннотации указано, что «книга полезна всем, кому интересны вопросы школьного образования». Но как известно, чем старше мы становимся, тем больше учителей у нас появляется. Правда, не все предметы нам по-прежнему интересны.

А ещё я люблю говорить, что школа — это не подготовка к жизни, школа — это и есть жизнь. Поэтому читать всем: родителям, ученикам, педагогам. И конечно, студентам педагогических специальностей. Чтобы знать, чего ожидать от современной школы.

Почему родителям важно читать книги для педагогов?

— Потому что родители — это и есть педагоги. Всё начинается в семье и всё продолжается в семье. А вместе мы можем сделать ещё больше для реализации потенциала каждого ребенка.

Как всё-таки избежать «педагогического» выгорания в широком смысле этого слова? Дайте краткий совет.

— Если мы устали — учимся отдыхать, а не бросать. Идти за своим интересом, фокусироваться на прогрессе и собирать карьеру в образовании в соответствии с собственными ценностями и смыслами — не только возможно, но и жизненно необходимо. Чего я и желаю своим читателям от всей души!