Найти тему

Почему в сильные магнитные бури смертельно опасно летать на самолетах

Информация из разряда "прочитал сам - передай другому": если вам или людям, которые вам дороги, предстоит полет на самолете, нужно очень внимательно относиться к прогнозу о предстоящих магнитных бурях, так как сильные магнитные бури из-за повышенной солнечной радиации могут привести к смертельным диагнозам. Давайте разбираться в нюансах.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Что такое солнечная радиация

Планета Земля не существует в космосе сама по себе. Она - часть Вселенной, и на нее, как и на другие небесные тела, распространяются общие космические законы. В том числе Земля подвержена воздействию космической радиации. Солнечный ветер, представляющий поток ионизированных частиц, постоянно обрушивается на нашу планету, и если бы не магнитосфера, окружающая Землю, на ней не могло бы существовать ничто живое.

Но иногда защитная оболочка Земли подвергается такому натиску солнечных бурь, что не в силах обеспечивать обычный уровень безопасности землянам. Чем дальше (а в нашем случае, выше) от поверхности находится человек, тем сильнее он рискует.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Усиление солнечных бурь в последнее время

В 2024 году начался новый виток солнечной активности, который продлится 10-12 лет. Руководитель Центра космической погоды для нужд аэронавигации при Институте прикладной геофизики Росгидромета Вячеслав Буров в интервью РИА отметил, что одно из самых опасных проявлений солнечной активности – это кратковременное повышение уровня радиации, что особенно заметно во время полетов.

Как отметил ученый, пассажир трехчасового рейса из Москвы подвергается воздействию радиации на уровне 300 микроРентген в час, в то время как радиация в Чернобыле в настоящее время составляет 1 микроРентген в час.

По словам ученого, если попасть в полет во время сильной вспышки на Солнце, то при перелете «Москва – Ванкувер» можно получить дозу облучения в размере один миллиЗиверт в час.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Спасение улетающих - дело рук самих улетающих

Обычно при получении информации об экстремальных вспышках на Солнце авиакомпании принимают решения об отмене рейсов или изменении воздушных коридоров.

Однако в России рейсы из-за магнитных бурь отменяют редко. Например, несмотря на то, что на территории страны, 10 мая 2024 года произошла сильнейшая за 20 лет магнитная буря (по данным Gismeteo,  восемь баллов по девятибалльной шкале), не был отменен ни один рейс.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Схожая ситуация происходит в октябре 2024 года: на Солнце произошла очередная серия мощных вспышек класса Х. По прогнозам Лаборатории солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ РАН, геомагнитная активность, вызванная солнечным штормом, достигла экстремальных значений: 9 баллов из 9 возможных.

Скриншот экрана компьютера. Прогноз погоды в Москве
Скриншот экрана компьютера. Прогноз погоды в Москве

Отменили ли хотя бы один авиарейс из-за погодных условий в Москве? Насколько можно судить, нет. Вот, например, скриншот онлайн-табло вылетов самолетов в Домодедово:

Скриншот экрана компьютера
Скриншот экрана компьютера

Так что спасение улетающих - дело рук самих улетающих.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Смертельная угроза

Существуют ли реальные случаи гибели летчиков и пассажиров самолетов от последствий полученной солнечной радиации?

К сожалению, да. Один из них приводится в онлайн-газете "Номер один_" (УланУдэ):

В 60-е годы зафиксирован случай гибели экипажа военного самолета в небе над Гренландией (инцидент на авиабазе Туле), когда бомбардировщик ВВС США приблизился к северному полярному кругу в период мощной солнечной вспышки. Тогда после приземления в течение недели от последствий острого радиоактивного излучения погибли все члены экипажа. Этот инцидент особо не афишировался в СМИ по понятным причинам, поскольку мог нанести удар по коммерческим рейсам, особенно по кроссполярным перелетам. Добавим, что именно по этой причине через северный полюс сегодня летает ограниченное число лайнеров, в основном грузовых, а летчикам за радиацию платят по повышенному тарифу.

Современные самолеты не обладают защитой от солнечной радиации. Специальная свинцовая сетка установлена только в некоторых бизнес-джетах: такая обшивка многократно снижает дозу космического облучения. Но устанавливать подобную на обычных самолетах невыгодно, так как она сильно утяжеляет общую массу.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Что говорят врачи о воздействии солнечной радиации на организм человека

- Когда вы летите в самолете, особенно на больших высотах, то никак не защищены от космического излучения: каждую секунду через тело проходит огромное число частиц, какая-то часть вызывает разрушение особо важных клеток организма, но организм восстанавливается, главное при этом, чтобы его адаптивные возможности  не превышали определенные пределы излучения, - рассказывает врач-рентгенолог Александр Доржиев. - Поэтому имеет значение величина дозы облучения и время его действия.

- Во время долгого полета на самолете на высоте более 10 тыс. метров человек получает примерно такое же количество радиации, равное одному облучению на рентгеновском аппарате, когда делают снимок легкого, - говорит врач Батор Будаев. – Неслучайно летчики гражданской авиации и стюардессы рано идут на пенсию. Есть определенный лимит продолжительности работы в небе. (источник информации – онлайн-газета "Номер один_", УланУдэ, статья "Под крылом самолета" Д.Родионова)

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Из-за пагубного воздействия воздушных полетов на организм человека, к которым относятся повышенное ионизирующее излучение, джет-лаг, вибрация, перепады давления и другие факторы, существуют официальные временные лимиты: в среднем членам экипажа не допускается летать больше 36 часов в неделю. И это при обычных, стандартных условиях, к которым не относится экстремальная солнечная активность.

Для обычных пассажиров такие стандарты не разработаны, поэтому есть смысл ориентироваться на профессиональные.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Кто подвергается наибольшему риску получить повышенную дозу солнечной радиации

Чем выше летит самолет и чем ближе он находится к Северному или Южному полюсу Земли, тем сильнее его экипаж и пассажиры подвергаются воздействию солнечной радиации. То же самое относится к области озоновых дыр: из-за прорех в естественной защите поверхности планеты от космических лучей увеличивается смертоносное влияние последних на все живое.

Для сравнения, современные пассажирские авиалайнеры летают на высоте до 13 000 метров, а военные модели самолетов имеют эшелон гораздо выше - их полеты проходят на высоте 20 000 метров. Это намного выше, чем полеты на Ан-2 и Ан-24 на высоте до 2 000 метров раньше, например, в девяностые годы.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Резюме: угроза от солнечной радиации реально существует, поэтому нужно избегать полетов в дни сильных магнитных бурь.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Поделитесь статьей в соцсетях и с теми, кем дорожите.

Пишите комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!