Удивительно, но факт: пока я пишу это предложение, тысячи животных съедают живьем, другие несутся со всех ног, завывая от страха, а кого-то терзают паразиты, выедая нутро по кусочку, сотни и сотни умирают от голода, жажды и болезней. Это неизбежно. И это, как ни парадоксально, нормально. И это реальная жизнь.
Но что же я вижу в реальности, созданной автором? А ничего! Только пафосные диалоги, основанные на каком-либо специально искусственно созданном действии героев, например, вот вам подпольный клуб с собачьими боями, который спустя страниц 15 сюжета книги уже нашли, уничтожили и т.д. Но при этом образы плохих дядек обозначены не их какими-то особенными фишками или разговорами, жестами, или же поведением, а просто как факт – вот он плохой, ату его, собачки!
Но при этом читателю предоставят диалоги, монологи, хор голосов, назидательным тоном, вбивающим в наш мозг: какая же мерзость эта фигня, что зовется человеком! И так до конца книги.
Ставим героя(-ев) в драматично-сопливые условия (особенно ярко и сочно автор старался описать, как с бедных собачек сдирали живьем шкуры или лошадок избивали, уничтожая их Старшую ипостась – это что-то вроде облика животных, в которых они могли перекидываться, кося под людей, типа оборотни, но покруче и мимишнее), разоблачаем всех плохишей (не забывая пальчиком показать, что это именно вот он плохиш, причём только потому что поиздевался над животным, но сделаем это так, словно абсолютно все люди такие, не раскрывая при этом саму личность человека, что им движет это совершать, почему, что он испытывает и т.д.), уничтожаем и толкаем поучающие речи по паре страниц.
Мне кстати это очень сильно напомнило книги С. С. Тармашева, он просто обожает говорить, что человек – паразит этого мира, но у него хотя бы герои книг обладают хоть каким-то наличием характера, образа, живости, отчего и происходит небольшое взаимопонимание с автором. У Далина же сплошные картонки, куклы, с которыми он играется, как ему хочется, поэтому все происходящее в «Зеленой крови» у меня вызывало только дикий хохот, ей-богу.
Самое для меня печальное то, что Далин поставил свой роман в раздел «социальная фантастика». А в чем тут социалочка-то? В том, что люди любят убивать забавы для? Или же в том, что люди губят мир своим присутствием? Ну да, это так и есть, и что дальше? Как-то слабенько это раскрыто, слишком всё поверхностно.
Объясню, почему (на мой сугубо личный взгляд, конечно же).
Строгое разделение сюжета на чёрное и белое больше похоже на рисунок пятилетнего ребёнка, у которого нет еще понятий о мире, кроме простейших фраз, вложенных мамой: это хорошо, а это плохо. И этот малыш за свою каляку-маляку ждет похвалы и конфеток. Но нашему автору уже далеко не 5 лет, а мир не состоит из таких чётких граней.
Мир (удивительно!) – очень сложная вещь. Моральное сознание человека всегда находится перед тяжелой и безнадёжной дилеммой: любым поступком, которому предшествует прекрасное намерение, оно неизбежно совершает зло, отказываясь от поступков, пытаясь сохранить свою чистоту, не запятнав её никаким действием, оно неизбежно впадает в пустоту и никчёмность своего существования, что так же является злом, но направленным уже против себя. Проще говоря, совершая даже добро во благо, можешь сотворить зло, как и наоборот. Вспомните хотя бы Чернобыль.
И вот если бы автор глубже проникся темой, на которую он покусился, создав живые образы людей, животных, процессов/ситуаций и всего остального, чем движется сюжет, то получилось бы отличное фэнтези. Но, увы. Вышла та самая каляка-маляка, которая творилась ради хайпа или в угоду трендов.
Да и природе, если уж говорить прямо, абсолютно по фигу на человека, у неё своё течение времени, и она адаптируется гораздо быстрее, чем мы думаем, к новым обстоятельствам. Для примера приведу цитату из книги Ричарда Докинза «Самое грандиозное шоу на Земле»:
«Одна из основных причин смертности у африканских слонов — люди с ружьями, охотящиеся на них ради бивней. Естественно, охотники выбирают особей с самыми большими бивнями. Это означает, по крайней мере в теории, что особи с меньшими бивнями получают селективное преимущество. Как всегда бывает в эволюции, между разнонаправленными давлениями отбора возникает конфликт, и эволюционные изменения, которые в итоге произойдут, станут результатом компромисса. Слоны с крупными бивнями, без сомнения, имеют существенное преимущество в конкуренции с себе подобными, и это будет в какой-то степени уравновешивать те недостатки, которые проявляются при встрече с охотником. Любое увеличение интенсивности легального или браконьерского отстрела приведет к смещению баланса в сторону уменьшения размера бивней. При прочих равных условиях можно ожидать, что в результате охоты возникнет эволюционная тенденция к уменьшению размера слоновьих бивней. И чтобы эта тенденция обнаружила себя, не требуются тысячелетия».
Поэтому утверждать, что человек как-то сильно портит ей жизнь – природе – тоже своего рода глупость. Я не отрицаю пагубного влияния людей на Землю, но до процессов, творящихся по естественным причинам, «хозяину зверей» очень даже далеко. Взять хотя бы глобальное потепление или похолодание – это вовсе не влияние каких-то там фабрик и заводов или станций типа ХААРП. Это обычное течение жизни нашей планеты, которое происходило не раз и будет происходить. Или, например, за это лето наше всеми любимое Солнышко столько раз бурлило, извергая плазму, что магнитные бури просто не покидают нас. Это чья вина? Тоже человека?
Писать антиутопии, приравнивая их к социальным аспектам, выпячивая проблемы современного мира наружу – дело нелегкое. И, если для автора 10 см это глубина, то, к сожалению, фокус не удался. Углубился бы он в тему, дабы познать истинное наслаждение от глубин тайн мира (простите за тавтологию), цены бы не было! Получилось бы одно из лучших фэнтези, что я читала за последние пару лет. Но получился хайп ради хайпа, в угоду трендов и моде, диктуемые обществом и самим жанром – экофантастикой.
Поэтому взрослым читателям, не подкованных в теме науки, не советовала бы брать эту книгу в руки: заполните свой ум ненужной и бесполезной идеей, которой в реальной жизни места нет. Особенно нельзя читать эту книгу детям, мозги будут высосаны, напрочь, мёртвыми буквами, заложенными в данный текст.
Однако, стоит отметить и то, что у «Зелёной крови» есть огромный плюс. Какой, спросите вы? А такой, отвечу я вам – она отлично показывает, как эко-активисты превращаются в законченных шизиков. И это показано не в книге, а самой книгой. Детские, наивные, выпяченные до нелепости рассуждения о глобальных проблемах: и об экологии, и о звериной сущности человека, и о бедных животинках, над которыми этот человек-зверь властвует, издевается и т.д., – вызывали у меня только снисходительную улыбку и желание отправить автора почитать хотя бы пару умных книжек, прежде чем писать самому книжки.
А еще «Зеленая кровь» хороша как образчик отвратительного копипаста. Смотрели прекрасный мультик Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке»? Нет? Очень советую! Посмотрите и насладитесь великолепной историей, в которой все эти глобальные проблемы, заложенные в данной отвратительной книге, не тыкаются сразу в нос, а очень плавно и гармонично раскрываются, рисуя полноценную картинку мира.
В общем об этой книге мне и сказать-то больше нечего. Не та книга, над которой стоило бы посидеть и пошевелить своими извилинами.
P. S. – я тоже не люблю, когда издеваются над животными, убивают ради забавы и прочее, и понимаю, что об этом надо говорить. Но не надо это делать так же плохо, как автор данной книги.