На календаре середина осени, а это значит, что дачный сезон для большинства дачников уже подходит к концу. Стоит ли расстраиваться продавцам дач, которые не успели закрыть сделку в этом сезоне? А вот и нет, говорят эксперты: снимать объявление о продаже рано. Более того, чем холоднее на улице, тем более заинтересованные покупатели приезжают на просмотры в СТ и деревни. А что еще сейчас происходит на рынке загородной недвижимости, рассказали специалисты.
Кстати, замечу, что дачи смотрят вплоть до 50 километров от Минска. Существует миф, что пользуются популярностью только дачи в 5-10 километрах от Минска. Конечно, все бы хотели так близко иметь дачу, но такая локация накладывает отпечаток столичности и серьезно повышает цену. Поэтому стоит исходить из бюджета, которым располагает покупатель.
Кто же покупает бюджетные дачи и дома в деревне? В первую очередь это пенсионеры — для них важно, чтобы дом не нуждался в крупномасштабном ремонте, чтобы там были условия для жизни, печное отопление. Также важно, чтобы ходил транспорт — автобус, маршрутка или электричка. Если это электричка, допускается, чтобы пешком от станции нужно было пройти 1-2 километра. По стоимости это обычно варианты около 10 тысяч долларов. Еще одна категория — молодые семьи с детьми 35-45 лет. Они хотят, чтобы было комфортное проживание, в частности санузел в доме. А вот электрички и маршрутки для них чаще всего не столь важны, потому что чаще всего у них есть свой автомобиль и главное требование — это качество дома.
Иногда покупателям, которые не сталкивались с рынком загородной недвижимости, сложно сориентироваться в ценах, поэтому я проговорю, что если вы хотите подобрать бюджетный вариант до 15 тысяч долларов — стоит рассматривать дачу или домик в деревне, о коттедже речи не идет (а покупатели иногда спрашивают).
Порой мы слышим запрос: мне бы дачу с участком 15 соток. Но в дачном кооперативе рассчитывать больше чем на 6 соток не стоит. Изредка бывает, что участок крайний и там будет 7 соток. Стоит понимать, что все будет компактно и рядом везде соседи. Плюс надо смотреть, где конкретно в СТ расположен участок — с краю или в центре. Во втором случае подъезд может быть сложным.
Если же хочется просторов, когда выходишь и смотришь на природу, стоит рассмотреть домик в деревне. Там и подъездные пути будут лучше, и не выключают сезонную воду, как на даче, постоянное электричество, ходит автолавка, а еще можно зарегистрироваться.
Замечу, что если в сезон многие просто смотрели объекты, то сейчас доезжают особо заинтересованные покупатели — задают вопросы, интересуются ситуацией на рынке. Если летом просто сесть в машину и спокойно поехать на просмотр, то сейчас к просмотрам подходят более осознанно: просто так кататься в холод не хочется, но решить вопрос желание есть. Следующий активный период на рынке загородки будет в ноябре-декабре. В эти месяцы особенно активно смотрят дачи и дома - и выбирают целенаправленно.
А вот что касается торга из-за конца дачного сезона, Николай не замечает серьезных изменений.
— Если собственник захочет продать в течение месяца, то он согласится и на торг, и изначально выставит цену, а если не спешит с продажей, то и не будет сбрасывать цену. Я бы не сказал, что сейчас сильно снижают стоимость.
Но покупателям специалист советует озвучивать свои пожелания.
— Иногда я звоню клиенту после просмотра, и оказывается, что он все-таки хотел купить дачу или дом, но боялся озвучить свою стоимость. Если объект стоит 30 тысяч долларов, а вы готовы купить его за 25 тысяч — говорите об этом. Может быть, собственник сейчас согласится на эту цену. А продавцам я бы посоветовал принимать предложения. Особенно продавцам дач — их на рынке сейчас очень много.
Предполагать, что октябрь будет более активным, не приходится. Похолодание и дожди, конечно же, поспособствуют уменьшению количества показов.
Еще замечу, что активно сокращается база объектов, выставленных на продажу. Например, в нашем агентстве в сравнении с пиком, который был в июле, база по загородной недвижимости уменьшилась на 40%. Но это даёт хорошие возможности продавцам, которые остались в рекламе: предложения становится меньше, а значит меньше конкурентов и больше шансов продать свою недвижимость.