🔺«На меня орали и ничего, человеком вырос».
Знакомая фраза? Вместо орали можно еще много чего подставить: били, ставили в угол, заставляли насильно, ругали, игнорировали.
🔺«Ну и что? У всех так! Живут как-то».
Что насчет этой?
🔺«Было и прошло, забыть и жить дальше».
А это? Казалось бы, столько лет минуло. Чего трогать то, что в прошлом?
📍Давайте посмотрим, что говорят об это исследования.
Так ли уж «ничего»? Так ли уж легко «забыть»?⬇️
Достаточно широко известно, что неблагоприятные, негативные события из детства могут значительно влиять на то, что происходит с нами во взрослом возрасте.
Часто говорят о детской травме, о том, как на человека повлияло произошедшее в детстве.
И это не просто домыслы.
Есть и конкретное масштабное исследование, которое провели в Соединенных Штатах Америки, для того чтобы определить, какие именно неблагополучные обстоятельства в детстве влияют на наше здоровье во взрослом возрасте.
📍Исследование Неблагоприятного Детского Опыта (НДО) или Adverse Childhood Experiences (ACE) Study - первое широкомасштабное научное исследование, проведенное страховой медицинской организацией Kaiser Permanente и центром по контролю и профилактике заболеваний в США.
Проводилось оно на базе одной из крупнейших клиник в Сан-Диего.
Участники отбирались с 1995 по 1997 год и впоследствии находились под длительным наблюдением врачей.
Полученные результаты были детально проанализированы и послужили основой для сотен последующих статей и публикаций.
Участники Adverse Childhood Experiences (ACE) Study проходили медосмотр в отделении превентивной медицины, где их попросили заполнить очень простой опросник.
В нем приводятся разные ситуации и обычно спрашивается, происходило ли что-то с человеком часто или достаточно часто, никакой шкалы нет, нужно ответить просто «да» или «нет». И если «да», то каждый раз мы считаем один пункт.
Ответы респондентов были сопоставлены с их объективными медицинскими данными и оценкой собственного состояния здоровья.
Результаты показали высокую распространенность НДО.
И это еще в условно благополучной срезе общества.
Как минимум у четверти испытуемых неблагоприятных воздействий было больше, чем по одной категории.
Исследование показало прямую связь неблагоприятного детского опыта с проблемами со здоровьем и социальными проблемами, возникающими позже во взрослой жизни.
📌Подробнее про НДО. Что это? Каковы его признаки?
🔺Неблагоприятный детский опыт (НДО) - первичные условия жизни человека, в которых важные потребности и права личности не были удовлетворены.
Это стрессовые или травматические события детства, которые оказывают негативное влияние на физическое, социальное и эмоциональное благополучие.
📍Сюда относятся:
▪️Физическое насилие:
- любые физические действия, наносящие ущерб телу и причиняющие боль
- телесные наказания любого вида
▪️Сексуализированное насилие:
- любой вариант сексуального контакта между ребёнком моложе 18 лет и взрослым или тем, кто старше ребёнка
- любые другие варианты сексуализированных действий с ребёнком
* вербальные и тактильные приставания
* притирание и трогание за интимные части тела
* демонстрация контента с сексуальным содержанием
* принуждение к прикосновениям к интимным частям тела старшего по возрасту
▪️Эмоциональное насилие.
Чаще всего это слова, интонации и выражения лиц, которыми самого ребенка или его поступки, результаты его действий или что-то важное для него подвергают острой негативной оценке, неадекватной и неоправданной:
- оскорбления
- унижения
- обесценивание
- демонстрация ненужности, незначимости
- отрицание ценности
- указания на неблагополучие
- незаслуженные пристыжения или обвинения
- грубые, резкие, критичные высказывания об усилиях и попытках
- угрозы и запугивания
- игнорирование личных границ
- требования соблюдать то, что для ребенка неприятно, трудно или невыполнимо
▪️Пренебрежение базовыми потребностями - еда, вода, сон, отдых и т.п.
Родители не могут в силу объективных (нехватка средств, болезнь и т.п.) или субъективных (нежелание, непонимание и т.д.) причин фактически удовлетворить потребности ребенка. Это:
- нехватка еды, воды, лекарств, одежды, игрушек, школьных принадлежностей, средств гигиены и т.д.
- неподходящие жилищные условия, отсутствие обустроенного и безопасного места для сна, для приема пищи и т.д.
- игнорирование родителями просьб и сигналов ребенка, которыми он показывает, что голоден, хочет спать, отдыхать и т.д.
- игнорирование физиологических потребностей ребенка ради каких-то других целей или задач (не мешать родителям, не быть "неудобным" и проч.)
▪️Эмоциональное пренебрежение.
Родители не могут в силу объективных (психиатрическая болезнь, зависимость от веществ, алкоголя и т.п.) или субъективных (нежелание, непонимание, неумение и т.д.) причин выстроить с ребенком стабильный, теплый, безопасный эмоциональный контакт:
- эмоциональная и физическая отстранённость, холодность
- родители не выстраивают базовые доверительные отношения с ребенком, что ведет к нарушению привязанности
- родители эмоционально непоследовательны (например, сегодня за одно хвалит, завтра ругает за это же)
- родители эмоционально неадекватно реагируют на поведение ребенка (например, ребенок напуган собакой, а родитель ругает и стыдит его за слезы)
- родители не проявляют заботу о чувствах ребенка и его психологическом состоянии (не спрашивают, не интересуются, не слушают, обесценивают или не учитывают ответ)
- родители не поддерживают, не понимают, не принимают ребенка, когда он оказывается в тяжелом эмоциональном состоянии или трудной ситуации
▪️Викарная травма.
Отдельно стоит травма свидетеля, когда ребенок видит акты насилия между членами семьи.
При этом он сам может и не являться жертвой насилия.
Сюда относятся:
- ругань, скандалы, крики между родителями
- избиения одного родителя другим
- сексуализированное насилие одного родителя над другим
▪️Также факторами НДО являются:
- злоупотребление взрослыми ПАВ и алкоголем
- острые расстройства
- развод
- эмоциональная незрелость родителей
- тяжелые потрясения
- заболевания
- утрата
и другие виды стресса, которые могут повлиять на возможность личности оптимально развиваться.
📍Подобные события сказываются на формировании картины мира ребёнка, подростка, а затем и взрослого человека, вызывая:
- тревожность и отсутствие базового чувства безопасности
- сверхбдительность и недоверие
- нарушение привязанности
- сложности социализации
- зависимости
- созависимость
- воспроизведение болезненных сценариев в различных сферах жизни
- выученную беспомощность
- агрессивность и склонность к воспроизведению насилия
- низкий уровень самопринятия
- рискованное поведение, в частности сексуальное
- расстройства (депрессивные, тревожные, БАР, ПРЛ, кПТСР и др.)
- суицидальный риск
и не только.
🔺Как правило, основной источник НДО - родительские фигуры (или их заменяющие).
Мать, отец, бабушки и дедушки и в целом любые другие родственники, если они тесно занимаются воспитанием ребёнка, проводят с ним много времени, имеют возможность на него активно влиять.
Это могут быть любые лица, которые отвечают за опеку и воспитание (в т.ч. усыновители, воспитатели в детском доме).
Также источниками могут быть другие взрослые и те, кто старше ребёнка на несколько лет, например, друзья или родственники подростки.
НДО часто становится причиной возникновения рискованного для здоровья поведения.
🔺Оно может начать проявляться как во взрослом возрасте, так и раньше и усиливаться по мере взросления.
Курение, злоупотребление алкоголем или наркотиками, переедание, потенциально небезопасное сексуальное поведение становятся способами преодоления тяжелых состояний (гнев, тревога, стыд, вина и т.д.).
Человек может прибегать к этим способам как осознанно, так и бессознательно.
Даже если он понимает, что так справляется со стрессом, он может и не догадываться о его связи с пережитым в детстве.
Но тяжелые эмоции, от которых человек так спасается, возникли не сами по себе, а как следствие насилия или тех ужасов, которые ребенок наблюдал в семье.
Такое поведение неизбежно влечет за собой ухудшение состояние здоровья, переходящее в разнообразный спектр заболеваний, а в результате - более раннюю смертность.
🔺Можно продолжать, но конечный ответ будет тот же⬇️
Любая форма насилия влечет за собой множество последствий для уже выросшего ребенка.
И речь идет не только о крайне жестоком обращении. То, что, к сожалению, во многих семьях считается привычным, из разряда "ничего такого", "а как по-другому воспитывать, если он/она не понимает!" или "меня мать/отец и похлеще лупил/а, ничего, нормальным человеком вырос/ла" (спойлер ➡️ нет, не вырос/ла): периодически отлупить, припугнуть, покричать в «воспитательных целях» и прочее, тоже наносит урон.
И просто взять и «забыть» усилием воли это крайне тяжело, если не невозможно.
📍Жизнь в условиях НДО заставляет организм тратить огромное количество ресурсов на приспособление и восстановление.
А у ребенка по умолчанию меньше сил и возможностей противостоять и справлять с неблагоприятным опытом, чем у взрослого.
Взрослый может уйти, отстоять себя физически, словесно, финансово (и то не у всех получается), а ребенок - нет.
Его организм начинает работать в режиме декомпенсации и в итоге истощается.
Вроде с чем-то справляется, но какой ценой.
Нарушается жизнь ребенка в других сферах (понижается успеваемость, страдают увлечения, ухудшается здоровье и т.п.).
Появляются стратегии поведения и реагирования, которые приносят самому ребенку физический (курение, самоповреждение и т.п.) и/или психологический вред (скрытность, избегание трудностей, поиск одобрения любой ценой и т.п.).
На этом фоне могут сформироваться и более устойчивые черты (замкнутость, подозрительность и т.п.)
🔺Постоянный стресс от НДО означает, что в организме повышен или систематически повышается уровень кортизола.
Подавляется нейрогенез (производство клеток, из которых состоит мозг).
Нарушается ряд других важных процессов роста и развития мозга.
📍Есть исследования, подтверждающие факт уменьшения объема гиппокампа и префронтальной коры вследствие неблагоприятного опыта.
🔺Гиппокамп участвует в формировании эмоций и отвечает за нишу памяти. Поэтому часто человек с НДО плохо помнит события детства.
🔺Кора отвечает за планирование, принятие решений, контроль и волевое регулирование поведения.
При хроническом стрессе нарушается ее возможность влиять на миндалину и гиппокамп.
🔺Важным и незаменимым участником процесса является упомянутое миндалевидное тело (миндалина, амигдала) - это центр наших эмоций, в том числе тревоги и страха.
Именно оно запускает реакцию «борьба или бегство», когда мы ощущаем угрозу, напуганы или вспоминаем опасные ситуации.
Пример того, как это может выглядеть уже во взрослом возрасте⬇️
Живет человек свою взрослую жизнь.
Вдруг на него воздействует какой-то триггер (человек может даже не догадываться об этом).
Триггер активирует гиппокамп. Тот производит экспресс-сравнение триггера с записями об опасных ситуациях. Выносит скоростной вердикт об опасности. Дальше запускается лимбическая система и миндалина. Человека накрывает тревогой, паникой, напряжением, страхом, ощущением угрозы и тому подобным. В этот момент в идеале должна включиться кора. Но вспоминаем, что ее связи ослаблены. Она не может затормозить миндалину, чтобы снизилась тревога, и активировать гиппокамп для более детального сравнения с памятью.
В итоге человек чувствует себя именно так, словно снова проживает прошлый опыт.
Люди и обстоятельства начинают видеться угрожающими, враждебными.
И неважно, что мне уже 20+, 30+, 40+ и т.д..
Неблагоприятные детские переживания могут повлиять на наше здоровье во взрослом возрасте, создавая физические и эмоциональные проблемы.
📍Человек становится слишком уязвимым, возникает нарушение функционирования нервной системы и общее социальное неблагополучие.
🔺Он пытается компенсировать это различными способами, которые часто являются дезадаптивными (нездоровыми), потому что других человек, к сожалению, не может увидеть и/или использовать.
Чаще всего у людей, которые растут в неблагоприятных условиях, нет наглядной модели для того, чтобы вовремя научиться более здоровым, подходящим стратегиям справляться со стрессом.
Неблагоприятный детский опыт оказывает влияние и на формирование таких характеристик как: самопринятие, позитивные отношения с другими, автономия, контроль, целенаправленность, личностный рост, а также психологическое благополучие в целом.
📌Если вы чувствуете и понимаете, что события ранних этапов вашей жизни продолжают пагубно влиять на ее качество сейчас, а может и не осознаете этих связей, но замечаете, что вам свойственны деструктивные модели мышления и поведения, а жизнь «не та» и «не ваша», пожалуйста, постарайтесь не обесценивать данные переживания, обратите на них внимание.
🔺Нет, это не «слабость» или «детская обида», а процессы намного более глубокие.
Опыт, прожитый в детском и подростковом возрасте, действительно является нашим первым и основным ориентиром.
Как я воспринимаю себя, мир, окружающих людей, эмоции - все это преимущественно определяется тем, в какой среде мы росли.
🔺НО важно помнить, это не означает, что «все, значит теперь я такой/такая, с этим ничего не сделаешь, моя жизнь никогда не будет меня удовлетворять» или «я веду себя как мать/отец, это входит в мою «программу», записано на подкорке, по-другому я никогда не мог/ла и не смогу, вот такой я человек» и подобные часто транслируемые суждения.
📍Человек не статичен.
Человек - совокупность огромного количества уникальных процессов, основанных на внутреннем и внешнем.
🔺Есть такое явление как нейропластичность - способность мозга развиваться в течение всей жизни, изменять свои структуры под воздействием нового опыта.
И мы можем двигаться дальше, можем создавать новые нейронные связи, влиять на свое мышление, поведение и эмоциональную регуляцию, жить более качественно.
На осознанном взрослом этапе жизни мы можем повлиять на своё состояние порой намного сильнее, чем нам кажется изначально.
📍При этом опыт изменений у всех разный, поскольку и мы все разные и уникальные, со своей историей и свойствами личности.
Можно справляться самостоятельно, либо с поддержкой окружения, можно обращаться к специалистам.
Это нормально - запрашивать помощь, если она необходима.
Солидарность, понимание, принятие, искренность со стороны близкого человека или специалиста - порой то, что может помочь ЗАМЕТИТЬ СЕБЯ и начать движение в полезном направлении, движение к постепенным улучшениям.
Далее приведены карточки, заимствованные у коллег, из которых вы узнаете, как часто люди сталкиваются с НДО, как и почему такой опыт меняет нас физически, чем может помочь наука, чтобы сгладить последствия, и что может сделать каждый из нас⬇️
Автор: Анастасия Карпеко
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru