Найти тему
Задача выжить

Кризис с именем "Тикондерога" - как и почему мощнейшие американские крейсера выбывают из игры.

Оглавление

Буквально пару-тройку недель назад американские ВМС вывели из строя сразу несколько крейсеров типа "Тикондерога", существенно снизив тем самым ударную мощь своего флота. И если с десяток лет назад эта новость прошла бы незамеченной, то сейчас её актуальность довольно сложно переоценить.

Источник: U.S. Navy.
Источник: U.S. Navy.

Приветствую на канале!

Начнём с того, что же такое эти крейсера и почему нам стоит обращать на них внимание. Ну, во-первых, это всё же крейсер - огромный корабль с серьёзным запасом ракет разного типа, особенно если мы говорим о так называемой второй серии "Тикондерога". В основе основ лежит универсальная пусковая Mk.41 с числом ячеек аж в 122 единицы. Это очень много, но далеко не всё. Есть на борту ещё 8 "Гарпунов", так что всего ракет 130 штук, плюс зенитная артиллерия. Однако есть одна особенность - "Тикондерога" не является самостоятельной боевой единицей в привычном понимании. Нет, он конечно может работать в соло, но создавался и действует в качестве охранника авианосных ударных групп. Отсюда и акцент на зенитные перехватчики - по большей части его ВПУ Мк.41 забита ракетами SM-2/3/6. Им под силу сбивать практически любые цели на достаточно большой высоте. Например, в 2008 году крейсером "Lake Erie" с помощью SM-3 был сбит американский же спутник, якобы угрожающий неконтролируемым падением на землю с дальнейшим разбрасыванием не самого экологичного топлива. Понятное дело, что это никакая не забота о природе, а банальная демонстрация силы - годом ранее Китай сделал тоже самое. В общем, крейсера серьёзные и, как сказано выше, главная их задача - охранять авианосцы от ударов различным вооружением. Обычно в составе АУГ имеется два таких сопровождающих, а значит прикрывают его около 200 перехватчиков - до появления гиперзвука пробиться сквозь такую оборону было очень сложной задачей.

Источник: The U.S. National Archives. "Тикондерога" первой серии.
Источник: The U.S. National Archives. "Тикондерога" первой серии.

Но что там со списанием? И тут начинается самое интересное. Всего с 80-х американцы построили 27 таких крейсеров, из которых первая пятёрка - это представители первой серии. Их списали ещё в начале нулевых, так как на фоне второй серии это были крайне слабые корабли. Оставшиеся "Тикондерога" американцы гоняли по всем вопросам во все части мира довольно активно, и за 30 с лишним лет ресурс их очень сильно прохудился. До такой степени, что к 20-м годам поддерживать их в боеготовом состоянии стало очень и очень дорого. Настолько, что ни репутацией, ни банальным отсутствием архиважной боевой единицы прикрыться было уже нельзя. И вот, в 2022 началось массовое списание крейсеров. Напомним, что на тот момент их было 22 штуки, или 11 полноценно охраняемых АУГ. В первый год вывели сразу 5 крейсеров - это мощнейший удар, или минус 600 пусковых установок. Цифра огромна, но далеко не конечная - в 2023 вывели еще четыре крейсера, и столько же в нынешнем году. Последнюю пару в конце сентября. Иными словами, два года назад у ВМС США было 22 крейсера, а сейчас осталось 9, что эквивалентно более полутора тысячам (!) ячеек под зенитное вооружение, или только 4 полноценно собранных АУГ. Неплохие темпы, не так ли? Впрочем, на этом останавливаться они не планируют, и в конце года выведут ещё один "Тикондерога", а завершить программу должны через 2.5 года. В 2027 все их ударные авианосные группы начнут ходить без прикрытия, которое полноценно оформить с помощью эсминцев типа "Арли Бёрк" попросту невозможно.
Их, к слову, тоже списывают.

Источник: Вики, автор - Bestbudbrian.
Источник: Вики, автор - Bestbudbrian.

И всё это великолепие происходит на фоне мощнейшего кризиса между Востоком и Западом, когда каждая боевая единица, особенно такого масштаба, на счету. Ну, наверное, планируется какая-то замена? Нет, не планируется. Никакого крейсера в разработке и уж тем более строительстве у них нет. Да, после 30-х хотят ввести в строй DDG(X), но то замена "Арли Бёркам", и гораздо менее масштабная. Есть ещё в постройке один фрегат, но он точно не потянет в охранение авианосца, так как корабль многоцелевой и явно не того "калибра". В общем, складывается такое впечатление, что американцы снимают приоритет со своих ВМС намеренно, иначе объяснить такие манёвры не представляется возможным. А ведь у России с Китаем ситуация совершенно иная. Да, у нас имеется ряд проблем, и ввод в строй новых кораблей не такой быстрый, как хотелось бы, но всё это уравнивается гиперзвуком и хоть медленным, но уверенным ростом - корабли с универсальной ВПУ вводятся в строй на постоянной основе. А если говорить про подводные лодки, то здесь, за исключением проекта 677 "Лада", всё довольно неплохо - атомные стратеги сдаются раз в год, к похожей схеме подключаются многоцелевые "Ясени", ну а "Варшавянки" модернизированного 636.3 проекта так и вовсе бьют все рекорды. Про Китай говорить нечего - они, целиком и полностью, осознавая направленность ВМС США, подошли к вопросу серьёзно и ставку сделали на надводный флот. Достаточно интересная складывается ситуация.

Источник: U.S. Navy.
Источник: U.S. Navy.

А теперь вывод и он довольно прост - американский флот в 2027 году полностью лишится крейсеров типа "Тикондерога", хотя изначально их планировали "гонять" аж до 40-х годов. Более того, уже через полтора года они смогут собрать всего одну полноценную АУГ. Видимо, что-то пошло не так, и это серьёзное подспорье для нас и китайцев - впервые за очень долгое время авианосные ударные группировки американцев останутся без полноценного прикрытия, что на фоне появления гиперзвука выглядит чрезвычайно странным решением.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - скоро нас 110 000. Спасибо каждому!