Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Гаджеты — друзья или враги? часть 2

Когда гаджет враг?

Многие родители борются со своими детьми из-за гаджетов. «У нас зависимость», «Он постоянно в телефоне» - частые запросы на консультацию психолога. Что же случилось и кто в этом виноват?

Прежде всего, мы, родители и виноваты. Почему?

Возраст. Сейчас мы часто видим, когда ребенок еще в коляске едет с телефоном, в кафе дети едят под мультик, в дороге даже малышей развлекают простейшими играми на планшете. Иногда это бывает необходимо, но в 90% случаев это не так.

До 3-х лет использование гаджетов противопоказано. У ребенка интенсивно развивается речь и любой , даже очень хороший мультик, любая супер развивающая игра, не способствуют развитию речи. Помимо этого у ребенка развиваются предметные и игровые действия и никакая игра на ловкость в телефоне не заменит мяч, кубик и другие игровые предметы.

Такой запрет продолжает действовать для более старших детей, если у них есть проблемы с речью или развитием. С дошкольниками мы можем смотреть мультики или играть в какие-то простые ( здесь нам не подойдут игры с сюжетом, уход за зверюшками и т.п.)игры на реакцию или познавательные (цвет, форма и т. п.), но это все должно быть вместе со значимым взрослым. Почему нельзя сюжетные игры в телефоне? Дошкольный возраст — это становление сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок тренирует свои социальные навыки, роли, учится соблюдать правила. Это происходит только при наличии живого общения, живого взаимодействия с партнерами по игре.

В школьный период без гаджетов почти никто не обходится. К этому возрасту важно выработать правила их использования.

Отсутствие правил — это еще одна ошибка в использовании гаджетов. Работают ли запреты? Как правило, нет. Но со школьником уже можно договориться о времени, об определенных играх, о «санкциях» при нарушении договоренностей.

Конечно, со школьником должны оставаться доверительные отношения, это поможет контролировать то, что ребенок делает в интернете ( речь идет, конечно же, не о чтении личной переписки ребенка).

Единственный интерес. Если сидение в телефоне, онлайн игры, просмотр блогеров — это единственный интерес ребенка, тогда это проблема. У ребенка должно быть время, когда он ничего не делает, но и должно быть увлечение, хобби, интересы. Спросите у ребенка, может быть он что-то хотел и давно вам говорил, но вы проигнорировали? Если гаджеты не перекрывают интересы ребенка, он по прежнему занимается спортом, рисует, танцует и т. п. , то это хороший признак.

Заменяет живое общение. Иногда детям важен толчок в реальном общении через интернет общение, но важно, чтобы оно становилось живым, чтобы круг друзей, знакомых ребенка был реально существующим, чтобы с друзьями по переписке он иногда встречался. Если ребенок отказывается общаться со своими приятелями в реальной жизни, предпочитая общение в сети, то это повод задуматься.

Мешает учебе, обязанностям ребенка. Ребенок игнорирует ваши просьбы о помощи, не делает уроки, прогуливает школу чтобы поиграть в онлайн игры, в школе не выпускает телефон из рук даже на уроке? Скорее всего у него сформировалась зависимость и вам нужна помощь специалиста. В зависимости не виноват сам по себе один только гаджет, это проблема взаимодействия в семье, с близкими людьми. Просто отобрав , не дав взамен чего-то, не получится решить проблему.

Автор: Чуприкова Галина Сергеевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru