Учение Просветленных Мудрецов о природе и сущности Бога, и о божественной природе и сущности человека и всего живого, а также всей Вселенной, называется словом «Веданта». Веданта – от санскритского слова «Веда» (Знание), похожего на русское слово «ведать» («знать»).
Таким образом, Веданта – Истинное Знание о том, каким является мироздание на самом деле, в том числе, Знание о Боге, о Духе, о Духовном Мире.
Ни один человек, ни мужчина, ни женщина, не должен быть объектом культа или обожествления. Учение Просветлённых учит, что каждый человек, подобно любой другой живой твари, достоин уважения и почитания. Мы все – братья и сёстры, единые по своей природе. Разница между нами лишь в степени развития духовной мудрости. Я не считаю себя чем-то большим или лучшим, чем любое другое существо.
Веданта отвергает поклонение каким-либо конкретным сущностям или объектам, будь то книги или личности. Она не признаёт иерархию в отношении Бога.
Так же, как демократическое государство не зависит от одной персоны, Веданта провозглашает демократичность Бога. Истинная сила не сосредоточена в одном лице, а присутствует во всеобщем единстве.
Каждый человек обладает внутренней силой и является частью этого вселенского единства. Веданта учит, что каждый человек – это источник власти, и нет необходимости ни перед кем унижаться или превозносить.
Бог Веданты не является внешним правителем, сидящим на троне. Он присутствует во всём сущем. Традиционное представление о Боге как о тиране, диктующем условия, отвергается Ведантой. Вместо этого она провозглашает Бога, который всепроникающий и всеобъемлющий.
Веданта учит, что каждый человек – это Бог, и все мы едины с божественным началом. Это делает Веданту сложной для понимания, поскольку она разрушает устоявшиеся представления о Боге как о внешней силе.
Веданта доступна лишь тем, кто стремится к подлинному духовному просветлению.
Представление о Боге, пребывающем на небесах, является грубым материализмом, примитивным и унижающим. Такое мышление свойственно младенцу, а взрослому человеку, проповедующему подобные идеи, не хватает духовной зрелости. Веданта провозглашает бесконечный принцип Бога, присутствующий в каждом из нас.
Истинное поклонение Богу – Духу – должно осуществляться в духе и истине. Дух не ограничен небесными пределами; он пребывает во всех нас. Мы едины с Духом, но отождествление себя с физическим телом создаёт иллюзию разделения. Постигая природу Духа и освобождаясь от оков материального тела, мы обретаем единство.
Веданта отвергает концепцию разделения человека от других, утверждая, что все равны. Она не признаёт греха в традиционном понимании, считая, что ошибки являются неизбежной частью пути к совершенству.
Единственным грехом, по мнению Веданты, является убеждение в собственной греховности или греховности других. Ошибки рассматриваются как ступени на пути к развитию. Веданта учит ценить как успехи, так и ошибки, поскольку они оба являются частью жизненного опыта.
Веданта не признаёт Бога, которого следует бояться. Бог, по её учению, - это существо, которое не может вызывать страх. Боязнь Бога, считает Веданта, - это проявление слабости и нелогичности.
Будда сравнивал человечество с лунатиками, и Веданта разделяет эту точку зрения, считая, что многие люди склонны к дефектным убеждениям, таким как страх перед Богом.
Нет места для личных желаний! Нет места для персональных богов! Всё это должно пройти. Снова и снова – чувства должны угаснуть. Мы не можем оставаться пленниками чувств. Сейчас мы пребываем в состоянии спячки, подобно тем, кто замерзает на леднике. Они испытывают такое сильное желание заснуть, что, когда их друзья пытаются разбудить, спасая от смерти, они говорят: «Оставьте меня умирать, я хочу спать».
Мы все под властью чувств, даже когда молимся; мы забываем о более глубоких сферах, которые существуют за пределами чувств. Существует одна индусская легенда. Однажды Господь воплотился на земле в виде свиньи. У него была свинья-жена, и через некоторое время у них родились поросята. Он был очень счастлив, живя со своей семьей в мире и радости, забыв о своей божественной славе и достоинстве.
Боги собрались и пришли на землю, прося его оставить свиное тело и вернуться на небо. Но Господь не слушал их. Он отправил их обратно, сказав, что он очень счастлив и не хочет, чтобы его беспокоили. Не видя другого выхода, боги разрушили тело свиньи. Мгновенно он осознал свою божественную сущность и был удивлен, как мог находить радость в свином существовании.
Люди находятся в том же положении. Когда они слышат о безличном Боге, они говорят: «Что будет с моей индивидуальностью? Моя индивидуальность должна исчезнуть?!» В следующий раз, когда эти мысли посещают вас, вспомните о свинье и подумайте, какие ничтожные, конечные удовольствия удерживают каждого из вас в плену! Насколько вы довольны своим положением! Но когда вы познаете, кем вы являетесь, вы будете удивлены, что так долго цеплялись за свою чувственную жизнь.
Что же такое эта ваша личность? Разве ваша жизнь лучше жизни той свиньи? И именно эту жизнь вы не хотите оставить. Господь да помилует нас всех!
Чему учит Веданта? Во-первых, она учит, что нет необходимости никуда идти, чтобы познать истину. Всё прошедшее и всё будущее – здесь, в настоящем. Никто никогда не видит прошлое. Когда вы думаете, что знаете прошлое, вы только воображаете его в настоящий момент. Видеть будущее – значит перенести его в настоящее, которое единственно реально. Всё остальное – воображение. Это настоящее есть всё, что есть. Есть только Одно. Всё – здесь, прямо сейчас. Одно мгновение в бесконечном времени – так же полно и всеохватывающе, как и все остальные мгновения. Всё, что есть, было и будет – здесь, в настоящем.
Веданта, как учение, призывающее к познанию истины через самопознание, учит, что прошлое и будущее нереальны, а настоящее – единственная действительность.
истинная реальность – это безличное, вечное "Одно", которое доступно в настоящем моменте.
Представьте себе что-либо за пределами этого – невозможно. Религия не может предложить ничего такого, чего нет на земле. Искусство познания небесного на земле делает нас великими душами. Наши пять чувств воспринимают мир грубым, ограниченным цветом, формой, звуком. Но развитие электрического чувства меняет всё. Утончение моих чувств меняет и вас для меня. Если я преображаюсь, вы также преображаетесь для меня. Преодолев власть чувств, вы являетесь мне как Дух и Бог. Вещи не таковы, какими кажутся. Постепенно вы это поймете и увидите небеса – здесь и сейчас, они суть проявление Божественного Присутствия. Это Присутствие больше, чем все миры и небеса. Люди считают мир плохим, а небеса – его противоположностью. Но мир – сам Господь!
Это трудная для понимания реальность, ещё труднее – поверить в неё. Преступник, убивающий сегодня, может стать совершенным Богом завтра. Это сложно понять, но необходимо.
Веданта постулирует не всеобщее братство, а универсальное единство. Согласно этой философии, каждый человек, каждое живое существо — это часть единого целого, единого тела, разума и души. Дух вечен и не подвержен смерти, как и тело, так и разум.
Веданта утверждает, что вселенная – это наше тело, которое непрерывно развивается и обновляется. Всеобщий разум – это наш разум, а все живые существа – наши части. Мы ограничиваем себя, замыкаясь в рамках индивидуального "я", пренебрегая своим божественным потенциалом.
Веданта не рассматривает бессмертие как что-то, достигаемое после смерти путем переселения на небо. Настоящее бессмертие заключается в осознании своей связи со всем сущем, растворении индивидуального сознания в универсальном разуме.
Это возможно через расширение границ своего "я", преодоление эгоистических побуждений и признание единства всего сущего. Веданта не призывает к аскетизму, а предлагает преобразовать наше отношение к телу, наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, осознавая свою связь со всем миром.
На уровне Бесконечного Сознания становясь Вездесущим Богом, мы можем быть гедонистами, наслаждаясь через всех живых существ, испытывая радости и удовольствия всех живых существ всей Вселенной.
Многие люди испытывают страх и отторжение при столкновении с этим Учением. Им неприятно осознавать свою ограниченность, воспринимая себя как ничтожные существа, верящие в деспотичного Бога. Я призываю их к пробуждению, но они возражают, утверждая, что рождены во грехе и неспособны на возвышение без божественной помощи. Мои заявления о божественной природе человека встречаются с обвинениями в ереси: как может тварная душа отождествлять себя с Богом? Мы – грешники!
Были моменты отчаяния, когда сотни мужчин и женщин заявляли, что без ада религия теряет свой смысл. Если эти люди обречены на адское существование, кто может им воспрепятствовать?
Наши мысли определяют нашу судьбу. Если мы сосредоточены на аде, то и увидим его в своей смерти. Фокусируясь на дьяволе, мы рискуем стать им. Отвергая всё, мы обретаем ничто. Мы становимся тем, о чём думаем.
Поэтому важно направлять ум к высшим идеалам, сливаться с великими мыслями. Это даст нам силу преодолеть слабости. Признание своей немощи не делает нас лучше, а лишь укрепляет её. Как будто мы гасим свет и занавешиваем окна, утверждая, что в комнате темнота.
Какая бессмысленность в постоянном повторении собственной греховности! Если мы находимся во тьме, пусть мы зажжем свет. Это так просто! И всё же, как удивительно противоречиво человеческое сознание! Хотя оно способно ощущать вселенский разум, пронизывающий его сущность, оно продолжает упиваться мрачными образами сатаны, лжи и тьмы. Мы говорим им правду, но они её не видят, предпочитая оставаться во мраке.
В Веданте поднимается важный вопрос: почему люди живут в страхе? Ответ заключается в том, что они добровольно сделали себя беспомощными и зависимыми от внешних факторов. Мы склонны к лености, не желая прилагать усилия для собственного блага. Мы жаждем персонального спасителя, который возьмет на себя всю ответственность за нашу жизнь.
Никто не может пройти наш путь за нас. Только то, что мы делаем сами, приносит нам истинный опыт и знание.
Учителя и пророки могут лишь указывать путь, разрушать иллюзии и стимулировать наше собственное познание. Однако, окончательная ответственность лежит на каждом из нас. Мы не можем получить духовную истину через пассивное слушание лекций.
Веданта учит, что помощь должна исходить изнутри. Мы сами являемся источником силы и мудрости. Нужно преодолеть трудности самостоятельно, полагаясь на собственные внутренние резервы. Только так мы сможем достичь подлинного освобождения и самопознания.
Однажды ко мне обратился христианин, заявив о моей греховности. Я признал свою греховность и попрощался с ним. Несмотря на мои попытки избежать дальнейшего общения, он вновь меня преследовал, угрожая вечным осуждением. В ответ я спросил о его собственном пути спасения, вызвав тем самым его уход.
Подобные попытки обращения к вере встречаются и в дальнейшем. Мне предлагали принять христианскую доктрину как средство спасения от бед. Однако я задаю вопрос: если вера столь могущественна, то почему в христианских странах так много страдающих?
Ответ обычно сводится к призыву усердной работы и доверия Богу. Но разве не я сам должен бороться со своими проблемами, молиться и трудиться? Я не желаю превращать Бога в кредитора.
Бог Веданты - это не персонифицированное божество, а принцип, присутствующий во всем. Каждый из нас - часть этого принципа. Абсолютный Бог - творец и разрушитель - не имеет одной конкретной личной формы. Поклонение персональному Богу равносильно поклонению своей собственной душе.
Я призываю отказаться от предрассудков, которые сковывают вас. Но люди цепляются за них, как за украшение, придающее им ложное чувство значимости.
Невозможно постичь всю полноту Божественного, ибо Бог вездесущ и пронизывает всё сущее.
аждый из нас есть Его проявление, а истинное величие заключается в слиянии с Ним. Чем ближе мы к Богу, тем меньше места для страданий и жалоб, ибо удаление от Него порождает саможаление. Познание Бога освобождает от мук.
Тот, кто, пребывая в Господе, всё же несчастен, вправе усомниться в необходимости такого существования. Но Бог есть Бесконечное Существо, вечно пребывающее, неизменное и бессмертное, истребляющее всякий страх. Все мы – Его проявления, Его манифестация.
Таков Бог Веданты, и Его небеса простираются повсюду. В этом небесном царстве каждый человек есть божество, а все цветы и молитвы служат храму этого божества.
Вопрос о предметах молитвы затрагивает глубинную суть нашего восприятия Бога. Многие стремятся вознестись на небеса, желая обладать там благами в ущерб другим. Такая позиция проистекает из ложного представления о Боге как о сущности, ограниченной человеческими характеристиками и нуждами.
Мы ошибочно наделяем Бога человеческими атрибутами, приписывая Ему обязанность заботиться о наших материальных потребностях, таких как еда и одежда. В действительности, ответственность за удовлетворение этих потребностей лежит на нас самих.
Часто мы забываем о вселенской любви Бога, которая объемлет всех людей и живых существ. Наши молитвы носят эгоистичный характер, направленные исключительно на удовлетворение личных интересов, интересов нашей семьи или народа, игнорируя страдания других.
Нам необходимо пересмотреть наши представления о Боге и освободиться от материалистического мышления. Только тогда мы сможем по-настоящему понять Его всеобъемлющую любовь и милосердие.
Несмотря на это, мы должны стремиться к самосовершенствованию. Эта борьба и есть подлинное поклонение, достойное человека; всё остальное – мимолетная тень. Мы сами являемся богами. Вот почему я преклоняюсь перед вами, и это – моя величайшая молитва. Подобно этому, поклонитесь всему миру, отдавая себя ему на служение!
Я понимаю, что принятие такой позиции вызовет противодействие. Тем не менее, повторю: только в самоотдаче людям мы находим поклонение Богу. Вечная истина никогда не исчезает! Она всегда присутствует! Нерожденная и неумирающая! Он – Господь Вселенной, неизменный, и у него один храм – тело Вселенной. Да, это единственный храм, в котором всё существует. В этом теле Он есть Господь, душа, Царь царей! Мы не видим этого и почитаем камни! Мы строим храмы камням!
Веданта всегда существовала в Индии, но Индия полна такими храмами. Даже пещеры переполнены священными изображениями. "Глупец, сидя на берегу Ганга, мечтал о капле воды, умирая от жажды". Таковы мы! Живя в сердце Бога, погруженные в Него, мы уходим и создаем образы. Мы лениво пытаемся приблизиться к нему через созданные нами формы, в то время как Он пребывает в храме нашего тела. Мы – лунатики, глубоко заблудившиеся! Поклоняйтесь Богу во всём, ибо всё – Его храм. Всё остальное – заблуждение.
Слово "Веда", от которого происходит термин "Веданта", означает знание. Веда - это всеобъемлющее и бесконечное знание, подобно безграничности самого Бога.
Никто не принимает знания слепо. Мы никогда не встречали человека, который фанатично верил бы в знание. Знание представляет собой лишь раскрытие того, что было до этого скрыто от нас. Оно всегда присутствует в нас, поскольку само является проявлением Господа Бога. Прошлое, настоящее и будущее знания существуют одновременно в нашей душе. Мы лишь открываем его для себя.
Веданта учит, что любое знание священно, ибо оно есть сам Бог. Бесконечное знание заключено внутри каждого из нас, ожидая нашего обращения к самому себе.
Мы никогда не можем считать себя невежественными, нося в себе такое сокровище, как бесконечное знание. Каждый человек - воплощение Бога, проявление Света, Всесильности и Божественного принципа.
Целью Веданты является раскрытие этой божественной природы. Веданта - не новая религия; она столь же древняя, как сам Господь Бог. Она универсальна и доступна каждому.
Все мы стремимся к этой цели - раскрытию нашей божественной сущности. Каждый атом во вселенной движется к этой цели. И ни одна душа не может быть лишена этого знания.
Единство со всем существом - это то, что присуще каждому из нас. Мы рождаемся с этим знанием, но должны сознательно его раскрыть и извлечь из глубин нашей души.
Постижение знаний есть лишь раскрытие того, что вечно присутствует в нас, ибо само знание есть Господь Бог. Прошлое, настоящее и будущее знания существуют одновременно в каждом из нас, и мы лишь постепенно открываем их.
В нашем обществе мы почитаем знание Библии, пренебрегая знанием физики. Это предрассудок, далекий от истинных принципов Веданты, являющийся грубой формой материализма. Всякое знание священно, ибо оно есть сам Господь. Беспредельное знание заключено в каждом из нас, ожидая лишь нашего обращения к себе.
Мы всегда носим в себе сокровище бесконечного знания и не можем считать себя невеждами. Каждый человек – воплощение Божественного начала, Света и Всемогущества.
Возможно, сейчас вы будете сомневаться, но придет время, когда вы поймете это. Никто не будет оставлен без света познания.
Все творение представляет собой единую сущность, иного быть не может. Путем дифференциации мы все приближаемся к этому универсальному Единству. Семьи и племена, племена и расы, расы и нации, нации и человечество – подобно ручьям, сливающимся в реки, направляются к этому Океану Единства. Это есть знание, вся истина, реализация этого Единства. Единство есть знание, разъединение – невежество.
Это знание присуще вам от рождения. Я не учу вас ему. Никогда не существовало множества религий в мире. У каждого из нас есть возможность спасения – воспользуемся ли мы ею или нет. В конечном счете вы все равно достигнете свободы, поскольку ваша сущность – Свобода. Вы и сейчас свободны, просто вы этого не осознаете и не знаете, что вам надлежит делать.
Между тем, все религиозные системы и идеалы проповедуют одну и ту же мораль: «Будь самоотверженным, люби ближнего». Один утверждает, что так повелел Иегова, другой – Аллах, третий – Иисус. Но как быть с теми, кто никогда не слышал об этих именах?
Существует более глубокий источник, превосходящий все прочие. Он находится в святилище Храма Господня, в душе каждого существа, от самого низшего до самого высшего.
Этот источник Бесконечности и Бессмертия возвращает нас к единству всего сущего.
Разделение и ограниченность человечества порождены невежеством. Мы ошибочно идентифицируем себя с тесными рамками индивидуальности, отчуждаясь от всеобщности бытия. Однако природа постоянно опровергает это заблуждение.
В каждом из нас пребывает божественная искра, и наша душа неустанно стремится к реализации своей истинной природы. Веданта – учение об этом единстве – но для его постижения необходимо пробудить сознание.
Массы, охваченные иллюзией материального прогресса, забыли о духовной сущности Бога. Нам же надлежит понять, что поклонение должно быть направлено Духу и осуществляется в Истине.
Необходимо освободиться от материалистических представлений о Боге. Духовное развитие позволит человеку превзойти ограниченные концепции. Существуют люди, способные превзойти материализм и достичь озарения, поклоняясь Духу в Духе.
Если Веданта, это знание о единстве всего сущего, распространится среди людей, человечество станет духовным. Однако этот процесс потребует времени и преодоления многочисленных препятствий – предрассудков, социальных барьеров, идеологических догм.
Религия часто служила инструментом политической власти, а не духовного просветления. Многие религиозные деятели поклонялись не Истине, а общественным нормам и верованиям масс.
Иногда можно согласиться с определённой ценностью дуалистического подхода. Он может быть полезен для тех, кто находится в слабом духовном состоянии. Подобно тому, как для показания Полярной звезды человеку сначала демонстрируют другие, более яркие звёзды, чтобы облегчить ориентацию, так и различные практики, учения и догмы религий могут служить ступеньками на пути к более глубокому пониманию.
Однако следует признать, что эти практики и учения, будучи рудиментами древних верований, по сути своей представляют собой "детсад" религии.
Христос провозгласил единство с Богом, но люди, не постигнув истинный смысл его слов, продолжают поклоняться ему как спасителю, возводя себя в ранг ничтожества. Такая же ситуация наблюдается и в других культурах, где подобные верования лежат в основе сект и религиозных движений.
На протяжении тысячелетий миллионы людей обучались поклонению богам и пророкам, считая себя грешными и немощными существами, нуждающимися в милости свыше. Этот подход к спасению души является весьма ограниченным. Люди до сих пор находятся под воздействием идеалов, которые всё больше теряют свою ценность.
К счастью, существуют сильные духом личности, способные преодолеть эти иллюзии и найти истинный путь.
Наступит время, когда, осознав свою сущность, человечество превзойдёт ограниченные рамки догматических учений и сформирует новую, подлинную веру, основанную на непосредственном опыте и единении с духовным началом.