Найти тему

Покаяние - это не лицемерное отложенное извинение за грехи

Люди способны на прощение. Мы можем простить друг другу, пусть не всё и не всегда, но мы способны простить порой немыслимое, то, что вроде бы не прощают. И иногда у человека, омытого прощением, происходит перемена ума и души и он перестаёт делать то, за что просил прощения, по крайней мере точно старается. Да, это редкость. Но, честно, если ответить самому себе - разве мы не хотим, чтобы нам прощали наши слабости, любя и принимая такими, какие мы есть? И ведь всё понятно, мы неправы в этих недостатках, но часто мало что можем сделать, а если и можем, то медленно и нестабильно, раз за разом срываясь и отчаиваясь в попытках исправить себя. Мы ждём милости и надеемся на понимание к себе. А мы других готовы понимать?

Сам Господь призывает нас ко прощению друг друга:

"Тогда Петр приступил к Нему и сказал: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз". (Матфея 18:21-22).

Как толкуют святые "до семижды семидесяти раз" означает - сколько бы раз ни попросили прощения, столько и нужно прощать.

Так неужели Господь менее милостив, чем человек? Ни в коем случае. Если человек способен на искреннее прощение, то Бог тем более. Но должно быть покаяние. Настоящее, с переменой ума и сердца.

Если человек грешит в надежде покаятся потом - это называется лицемерием. Ведь покаяние так может и не коснуться его сердца. Человек просто ожестчит его, осознанно совершая зло, и душа окаменеет... Она не услышит призывов совести, Гласа Божьего, который столько раз словами Иоанна и Христа призывает нас каятся:

"Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное".

Всё Евангелие, да и Ветхий Завет, пронизаны призывом к Покаянию. Бог прощает.

Он же пришёл спасти не праведников, а грешников. А кто такие грешники - те, кто нагрешили по жизни.

"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 12–13).

И что Христос говорит?

"Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (от Матфея 13:15).

Мы готовы отказаться от покаяния, потому что нам сложно принять прощение человека, который вёл распутную жизнь, или убийцу, или пропойцу. А почему? Потому что гордость отвращает нас от милости к другим. Потому что не хочется признавать свою нужду в покаянии, да которого ещё и нет, которое надо как-то в себе с Божией помощью взращивать. Не хочется отказываться от того, что мы делаем.

Лучше расписаться в том, что его нет, что оно невозможно, чем признать, что совершающий грехи и кающийся получает прощение. Это обесценивание человеческого труда, сердца. Это тоже лицемерие.

Господь на Петре основал церковь Свою Христову и поставил апостолов, напутствуя:

"Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе". Мф 18:18.

Иисус поставил своих апостолов и дал им власть прощать или нет грехи. И Церковь - это Его наследие. Рукоположение в священники даёт право принимать кающегося и прощать ему. В церквях практикуют Исповедь - Таинство прощения грехов, которое сам Господь положил ещё пред Собою - деланием Иоанна...

Начиная с грехопадения Адама Господь призывает к Покаянию. Он спрашивает у Адама: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9), не требуя извиняться, не заставляя, ибо это произвольное движение души:

"И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела." (Бытие 3:9-3:13)

Господь призвал Адаму и Еву покаяться, но они обвинили друг друга и Змия. И лишились Рая. Но Бог им обещает Спасителя, утешая их...

Пророка Давида, взявшмй жену воина Урии - Вирсавию, также был прощён и даже возвеличен. Впоследствие Урия погиб в сражении, по наставлению Давида военноначальник послал его в самое опасное сражение. Бог забрал их первенца. Но мы читаем Псалтырь, образец покаяния, находя надежду и утешение, что и нас Господь помилует.

Иона, бежавший на корабле от предназначения идти вразумлять, желая уплыть пожальше, был вразумлён Богом, наславшим шторм, окончившийся сразу, как только Иона прыгнул за борт. Его поглотил кит на три дня и три ночи, и там Иона покаялся. И Бог его простил. А потом от его проповеди покаялась и вся Ниневия...

Бог простит и нас. Но не когда мы лицемерим, а когда сокрушаемся о том, что сделали не так. И тем более тогда, когда мы прощаем сами.