Иван Бунин любил путешествовать по Крыму. И ему нравилось преодолевать внушительные расстояния пешком по красивой местности. Нередко он останавливался и созерцал, а после что-то с особым вдохновением записывал в уже потрепанную записную книжку. Иногда он не пренебрегал автостопом. Так было и в самый первый приезд писателя на крымскую землю в 1889 году. Тогда он решил пройтись пешком от села Байдары (наши современники знают его, как Орлиное) до Байдарских ворот. Идти нужно было чуть больше 5 км.
Он преодолел пешком несколько километров и на перевале обнаружил почтовую станцию. Там он решил встретить ночь.
Но не тут-то было. Смотрителю станции чем-то наш ныне известный и почитаемый Бунин не понравился и он не пустил писателя в здание.
Ну и действительно, откуда ж этому человеку было знать, что перед ним в стоптанных сапогах и пыльном сюртуке стоял будущий лауреат Нобелевской премии!? Впрочем, и сам писатель тогда об этом не знал. Он не стал скандалить и заночевал прям на ступенях почты. Ночь выдалась холодная. Иван Алексеевич замерз до ужаса. Но позже выяснилось, что такая спонтанная ночевка того стоила.
Писатель впервые в жизни там, на Байдарском перевале, увидел потрясающее крымское небо, полное сияющих небывалым блеском звезд. Писатель так и не смог сомкнуть глаз, завороженный красотой ночи. Через несколько часов звезды стали прозрачными и растаяли в дымке рассвета.
Почтовой станции на Байдарском перевале уже давно нет. Но ночи и рассветы там все такие же восхитительные.
Эта лирическая история не была бы столь прекрасна, если бы не строки самого Бунина про звезды. Впрочем, строки о звёздном небе в своих произведениях он редко когда обходил стороной:
Вдруг – словно пламя на закате...
Ужели смерть? – Но на волне
Звезда Морей в огне и злате
Восстала – и предстала мне.
И ниц упал я, ослепленный,
Восторгом жизни потрясен –
И чей-то голос отдаленный
Прорезал мрак: «Спасен! спасен!»