Недавно в очередной раз оказалась свидетельницей разговора о том, как родители во всём виноваты. Великовозрастный мужчина рассказывал, что у него не очень складывается жизнь из-за ошибок родителей и детских травм. И это при том, что мама прыгнула выше головы. Дала ему медицинское образование, положив начало (ни она, ни её предки высшего образования не имели), переехала в Москву только для того, чтобы он мог поступать в Московский вуз (его региональный был для него слабоват, он олимпиадник, умник и тд).
Ну да, разговаривала не всегда экологично. Ну да, могла при нём сказать плохо об отце. Когда ему стукнуло 20, он заявил, что не может это всё простить. И вот ему уже 30. Всё так и не может простить. Живёт при этом с мамой, зарабатывает уже вполне прилично, но так удобнее. За квартиру не надо платить, продукты, коммуналка опять же за мамин счёт. А то, что он вечно в депрессии, девушки нет и ни с кем не может построить отношения, это всё, конечно, из-за детских травм.
Подобное я слышу часто. Родители, которым сейчас 50+, 60+ не знали слов «токсично», «границы», «в ресурсе», «контейнировать». С одной стороны, всех этих бывших детей искренне жаль. Наверное, мне их сложно понять, у меня действительно любящие и принимающие родители. Хотя бабушки и дедушки - дети войны и голода, кстати, такими совсем не были. Да, всех травмированных бывших детей хочется пожалеть. Вместе с тем, никто из нас не остался совсем без шрамов. Даже самые классные родители совершали ошибки. Ты взрослеешь, относишь это к психотерапевту, отрабатываешь, прощаешь и живёшь дальше. Иначе обида съедает. Разве нет?
Я уверена, что в большинстве* случаев даже самые токсичные родители ребёнка любили (если в этом месте вы вместо слова в «большинстве» увидели «все», это когнитивное искажение, внизу в PS также подробнее о том, что имею ввиду под «в большинстве»). Вот так, как могли. И практически у всех проявлений их поведения есть объяснение. Часто их самих так воспитывали. Часто родителем движет страх (орать на опоздавшего сына, потому что страшно, что там с ним могло случиться, например).
К тому же важно учитывать другой временной контекст. Это уже труизм. Общее место. Мы сто раз это слышали: «У ваших родителей не было всей этой информации. Не было психологов, ютьюбов и нельзяграммов и других "утюгов", из которых мы слышим про теорию привязанности и осознанное родительство». Мы это слышали. И сами говорили. Но вот все ли из нас это осознали?
Я попробовала смоделировать, каково это - быть нашими родителями. Вот просто представьте, что сейчас вы - молодой или моложавый родитель. Вы живёте себе и воспитаете детей. На ваш взгляд, вы - хороший родитель. Осознанный. Такой, как примерно все вокруг вас. И такой, как советуют из «утюгов». Ну, может, чуть лучше остальных. И вы даже не представляете, что пройдёт каких-то 10-20 лет, и нормы сдвинутся так, как вы сейчас никак не предполагаете.
Ну, например… давайте фантазировать.
А что, если психологи выяснят, что любые отказы действуют на детей губительно. Вообще любые. Будут говорить, что при выборе «не травмировать психику» или «не травмировать здоровье», всегда стоит выбирать первое. Требует не чистить зубы - соглашайтесь, иначе травмируете. Требует купить двадцатое мороженое. Соглашайтесь. Пусть лучше заболеет, но только не убивайте отказом.
Или вот. Хороший родитель - это тот, кто не просто выполняет все просьбы ребёнка, но заранее их предугадывает. Ах, вы в его три года не угадали, что в следующую минуту он захочет яблоко и заранее не приготовили его??? А у других родители так делали, скажет вам ваш подросший. И вот, видишь, какие они здоровые и счастливые.
Или вот так. Младенцы с рождения обладают встроенными когнитивными аппаратами на все случаи жизни. (Это, кстати, не фантастика, наука Когнитивное развитие уже это утверждает на основе исследований. Считается, что младенцы прекрасно категоризируют, в 2-3 месяца уже обладают базовыми естественнонаучными знаниями, поэтому искренне удивляются, когда наблюдают невозможные с точки зрения физики явления. Просто полистайте на досуге любой приличный учебник Cognitive Development. О, сколько там открытий чудных). А теперь представьте, что когнитивщики выяснят, что младенцы владеют собственным языком. И разговаривают с нами этим языком. Ну вот эти все «агу», «буа» и разные тональности плача - это конкретные закодированные сообщения. И плох тот, родитель, который этого языка не знает и не сдал по нему экзамен.
А что, если вот это явление, которое на днях открыли для себя депутаты, наконец, видимо, заглянув в тикток, квадроберство, окажется просто вариантом какого-то спектра или ориентации. И люди будут со стыдом вспоминать, как пытались это запретить законодательно. В школах появится предмет species education. Ну, по типу sex education. Только на этом новом предмете всем будут рассказывать, что чувствовать себя любым видом животного нормально. Более того, нужно будет непременно определиться со своим видом, а при заполнении анкет ставить галочку, идентифицировав себя в выпадающем окне вариантов.
Ах-да, а вот тема педофилии. Про современные перекосы вы и сами часто тут на канале пишете в комментариях. Все стали так бояться, что их обвинят, что теперь уже сто раз подумают, обнять ли без задней мысли ученика, осматривать ли первично повреждения, если упал (а как решать, вызвать ли скорую?), помыть ли попу малышу в яслях. Да, перекос, однако понятно, откуда он взялся. До этого перекоса не просто годами, веками случаи педофилии старались скрывать. А теперь представьте, что все это пойдёт дальше. Потому что принципиально дальше пойдёт тема объективизации. Сейчас нас возмущает, что мир стал сек**ально стерильным. (Буквально недавно с одним продюсером обсуждали, почему в большинстве последних голливудских фильмов сек**альный акт осуществляется исключительно вертикально у стены, во-первых в одежде, во-вторых, чтобы так смочь, у мужчины физиологически должен быть крючок. Оказывается, это из-за MeToo. Ну его на фиг, решили продюсеры и режиссеры, лучше так снимать по-вегански, зато потом актриса не засудит). Так вот, представьте, что вся эта тема тотальной асек**альности и скукоты, в которой мы все оказались, пойдёт дальше. Посягательством станет взгляд. «Он посмотрел на меня, с тех пор селфхарм, суици**льные мысли и депрессия не покидали меня». Будут создаваться группы поддержки для тех, на кого смотрели. В интернетах пройдёт акция GazeAndMore, появится термин «гейзвиктим» (gaze-victim), он, конечно же, будет звучать именно так, непереводимым англицизмом и сети будут полыхать: «У нас, что русских слов не хватает? Почему нельзя сказать просто "жертва взгляда"?»
И всё это, безусловно, коснётся детей. Учителя будут преподавать с опущенными глазами. Если вам смешно, то я вот вчера зашла в школу за дочкой и увидела нашего любимого учителя-ассистента мистера Стивена, огромного амбала, не умещающегося в дверь по высоте, сидящего как истукан на скамейке, по нему лазили 6-летние крошки. Мистер Стивен англичанин, он с молоком матери впитал, что, если ты работаешь в школе, дотрагиваться нельзя, даже если тебе этих мартышек с себя надо снять, придётся терпеть, потому что это уже считается. И вот сидит этот Мистер Стивен, не шелохнувшись, а я подумала, что еще лет 30 назад это было бы смешным мемом. Точно также году в 2054 вполне можно представить учителя с глазами в пол.
Но я отвлеклась, мы же с вами про родителей… Так вот, миллионы состарившихся родителей узнают в себе абьюзеров и харассеров. Сколько раз они на своих детей смотрели… страшно представить.
Фантазии и абсурд можете продолжить сами. Просто помните, никто из нас не застрахован от того, чтобы оказаться на месте наших родителей. Они многих текущих реалий тоже представить не могли. Их предки и подавно. А детям нашим к психотерапевту при любом раскладе.
PS После прочтения некоторых агрессивных комментариев про прощение насильников, к которому я якобы призываю, захотелось уточнить. Нет, речь не идет совершенно о случаях очевидного насилия, оставления без еды и крова, избиений, выбрасывания детей на улицу. Я намеренно пишу "в большинстве случаев родители любили, как могли" и использую термин "токсичные родители". Все-таки токсичный родитель и родитель-преступник это две разные вещи. Я пишу именно о большинстве случаев. Откровенное насилие и преступления против детей никогда ни в каких статистиках даже самых недоразвитых стран не составляли большинство или даже половину, и ни в каких аналитиках причин прихода к психотерапевтам они тоже большинство не составляют. Давайте не будем передергивать. Откровенные преступления против детей существуют и это нужно не просто не прощать, но уголовно наказывать и при этом такие случаи составляют меньшинство. Статья вообще не о об этих случаях.
PPS Если где-то в тексте вы увидели слово «оправдать», перечитайте. Это тоже когнитивное искажение. Речь только про «объяснить их поведение». И еще раз повторю, мы про токсичных родителей. о
Объяснять преступления и пытаться понять мотивацию родителя-преступника нельзя. И! Это не равно «оправдать». И это один из необходимых шагов на пути к исцелению в любом случае. Также это не равно «понять», не равно «простить», не равно «общаться».
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.