По предварительным оценкам, в 2024 году в нашей стране родится на 6% детей меньше, чем годом ранее. Такая тенденция сохранится минимум до конца 2026 года.
Эксперты связывают это с «эхом девяностых» с низкой рождаемостью, т.к. поколение 90-х сейчас находится в основной детородной группе. Нас, детей 90-х, родилось мало, и к тому же, мы ещё и не размножаемся. Хотя одной причиной я бы не ограничивался, время у нас сейчас специфическое.
Но проблема рождаемости постепенно залезет в карман каждому, и активное старение скажется на экономическом потенциале.
Экономике нужно, чтобы каждый год нового поколения рождалось либо столько же, либо больше. Когда новое поколение выйдет в трудоспособный возраст, на рынок труда придёт больше рабочей силы, чем уйдёт на пенсию. Больше трудовой силы создаёт ресурсы для создания больше благ, а это хорошо для экономики.
Когда на пенсию выходит больше людей, чем выходит на работу, благ меньше, и к тому же, все больше ресурсов уходит на обеспечение пенсионеров. Примерно такая ситуация сейчас в России — один работающий кормит двух пенсионеров.
И чем меньше рождаемость, тем больше пенсионеров будет кормить один работник. Это политика солидарности поколений.
Стареющее население требует расходов на социальное обеспечение, здравоохранение и пенсии, что углубляет бюджетный дефицит и увеличивает налоги. Сокращение рабочей силы снижает производительность труда.
Увы, рождаемость быстро поднять нельзя. Из срочных мер у государства есть повышение пенсионного возраста, стимулирование миграции и программы в духе материнского капитала.
Но государство должно работать в долгую над здравоохранением, образованием и его качеством и улучшать семейную политику. А не обсуждать возвращение налога на бездетность.