Совсем недавно я уже писал про первый автомобиль из СССР появившийся в Америке еще в конце 20-х годов прошлого века. Однако это был довольно дорогой и "приплывший" официальным путем, его привезли для посольства нашей страны, ЗИС-101. Однако, мне доподлинно было известно, что в США приехало, как минимум два автомобиля М-20 "Победа". Причем ввезли их в страну именно американцы. Я несколько лет разыскивал эти машины. И вот, что мне удалось выяснить.
Первый автомобиль М-20 "Победа" появился в Америке в 1952 году. Это была новая машина, которую контрабандой ввез в США бизнесмен Стэнли Ф. Слоткин. Она находилась в его владении некоторое время, а потом он продал автомобиль компании "Ripley".(что это за фирма я выяснить так и не смог). Которая, в свою очередь, продала машину коллекционеру из "Newman's Garage of Columbia".
Но, до этого автомобиль побывал в руках моих коллег, автомобильных журналистов из изданий: Motor Trend, AUTO Speed and Sport, CARS, Auto Age. Интерес в "Победе" конечно же быстро угас, пока в 1956 году некий Верн Л. Шилд, владелец компании "Schield Bantam" не привез совсем новенький автомобиль их Финляндии.
Приведу перевод заметки. Он довольно вольный, но сути я не искажаю.
Как купить русский автомобиль?
Это возможно, если у вас есть немного американской изобретательности! Как минимум, это уже удавалось человеку, который ей наделен. Господину Верну Л. Шилду, жителю Айовы, президенту Шилд БАНТАМ, благодаря его находчивости все удалось. (его компания за 10 лет стала самым крупным в мире производителем автокранов и экскаваторов).
Как промышленник, серьезно заинтересованный в расширении производства и международных коммерческих отношениях, Верн Шилд объехал весь мир. В 1956 году он посетил Россию, чтобы уяснить для себя есть ли в стране заинтересованность в его продукции. Именно там ему показалось, что американцам может быть интересно посмотреть типичный русский автомобиль для того, чтобы сравнить его со своими американскими одноклассниками.
Поэтому он и купил русскую "Победу" и привез ее с собой в Айову, где демонстрировал на выставках как, интересный во всех отношениях экспонат. Он любезно предоставил возможность журналу «Наука и Техника» протестировать эту Победу.
Перед тем, как приобрести машину, Шилд выяснил в американском Департаменте Коммерции в Вашингтоне, что возражений для ее импорта нет. Потом он заказал Победу через дилера в Хельсинки, Финляндия, который, в свою очередь, заказал эту машину по телефону в выставочном павильоне Русской Автомобильной Промышленности в Хельсинки. Цена составила $1890 в Хельсинки, включая отопитель, инструменты, запасное колесо и дополнительную покрышку.
Журналисты издания даже провели довольно серьезные тестовые испытания машины. Больше того, как видно на снимке они, вынесли автомобиль на обложку. Впрочем сегодня не тест-драйвах, о них я думаю рассказать позднее. Но вот факт остается фактом. В Америку привезли две "Подебы". Причем второй автомобиль появился там легально, смог пройти сертификацию, получить номера и эксплуатироваться на дорогах общего пользования.
Если у вас есть сведения о других машинах было бы интересно. Но думаю, что я смог найти все.