В Египте в торжественной обстановке началось строительство нового суперкурорта Рас-эль-Хикма. Новый курорт на берегу Средиземного моря, к западу от Александрии, рассчитан на 2 млн. жителей и на приём 8 млн. туристов в год. Средства на строительство ($35 млрд.) выделяют ОАЭ. Ожидается, что проект Рас-эль-Хикма к 2045 г. привлечёт инвестиции в размере до $110 млрд., обеспечит ежегодный вклад в ВВП в размере $25 млрд. и создаст около 750 000 рабочих мест.
Эксперты считают, что строительство курорта рассматривается правительством Египта как спасательный круг для терпящей бедствие экономики страны, отягощённой огромным внешним долгом, и страдающей от галопирующей инфляции, роста цен и падения курса египетского фунта. Для перенаселённой, 110-миллионной страны этот мегапроект – возможность трудоустроить сотни тысяч человек, снизив безработицу. Египту ещё нужно как-то смягчить последствия «закрытия» Суэцкого канала в результате атак йеменских хуситов на суда в Красном море.
Однако строительство Рас-эль-Хикма вызывает восторг далеко у не у всех египтян. Некоторые возмущаются тем, что Египет фактически продал ОАЭ часть национальной территории, и указывают на непонятно низкую цену продажи земли - она составляет около 4300 египетских фунтов за квадратный метр (140 долларов США), что является необоснованно низкой в очаровательном туристическом месте и высококлассном инвестиционном направлении. Популярный в Египте актёр Амр Уэйкед задался вопросом в соцсетях, кто дал право продавать такое место: «Кто разрешил вам продать это место, это ваша частная собственность?». Ведь Рас-эль-Хикма – это не только курорт, но и часть египетского наследия.
Вопросы вызывает и непрозрачность сделки, присущую, впрочем, всем крупным государственным сделкам в Египте.
Но есть и более глобальные проблемы, связанные с новым курортом. Понятно, что 2-миллионный курорт не будет приносить Египту столько же денег, что и Шарм-аш-Шейх. Потому, что последний – круглогодичный курорт, и зимой для европейцев он более привлекателен, чем летом, когда невыносимая жара делает пребывание на пляжах невыносимым. Средиземноморский Рас-эль-Хикма будет сезонным курортом, т.е. туристы будут посещать его в течение полугода. Т.е. полгода у двухмиллионного населения не будет доходов. А строителям Рас-эль-Хикма, после окончания работ, придётся возвращаться в свои убогие жилища, и ждать новых мегапроектов.
Согласно опубликованным документам, земля, выделенная под курорт, принадлежит не государству, а египетской армии, хотя непонятно, когда и на каком основании она оказалась в её владении. Следовательно, куда пойдут доходы (если они, конечно, будут) от курорта – в госбюджет или военным?
Это не говоря о том, что местные племена вовсе не в восторге от изъятия у них земель: там уже существует протестное движение, которое властям придётся либо задабривать (что дорого), либо подавлять (что дешевле и привычнее, но в перспективе опасно).
Есть и внеэкономическая проблема: влияние на туризм войны в секторе Газа и в Ливане. Правительство фельдмаршала ас-Сиси проводит сбалансированную политику и не ссорится с Израилем, но симпатии египетской «улицы» полностью на стороне палестинцев и ливанской «Хезболлы». И это напряжение отражается на европейских туристах, которых ненавидят радикальные исламисты, влияние которых в Египте, в условиях арабо-израильского конфликта, растёт. Власти, конечно, обеспечат курорт необходимым количеством полиции, но ухудшение отношения египтян к «неверным» всё равно будет ощущаться гостями курорта, что уменьшит его привлекательность.
В Египте некоторые специалисты пишут, что вместо туристических мегапроектов правительству надо заниматься развитием промышленности и сельского хозяйства. В Египте и так слишком много проектов в сфере недвижимости и туризма – так, на Красном море, на месте заброшенной советской военно-морской базы, строится новый элитный курорт Рас-Банас. С ним – те же проблемы, что и с Рас-эль-Хикмой: непонятно, поедут ли туда отдыхать европейские богатеи, пока не кончится война в Газе и нападения хуситов. А если поедут, много ли получит от этого Египет, и не станет ли курорт дополнительным раздражителем для египетских бедняков.
Один, самый большой из мегапроектов уже реализуется – это Новая административная столица. Разгрузить 20-миллионный Каир, конечно, нужно. Но с этим опять возникают вопросы и проблемы. Новую столицу строит компания, принадлежащая армии. Она и будет получать выгоду от продажи и эксплуатации квартир. Конечно, Египет – страна небогатая, а военные расходы велики, и правительство изыскивает возможность её внебюджетного финансирования. Но госбюджет, как и в случае с Рас-эль-Хикмой, получит очень мало, а Египет - всё-таки не только армия, нужны деньги на соцпомощь, образование, здравоохранение и т.д. Да и сделки, связанные с армией, непрозрачны, и непонятно, какие средства и как расходуются. Что приводит к подозрениям в коррупции.
С Новой столицей есть и такая проблема: квартиры в ней безумно (по египетским меркам) дороги. Двухкомнатная квартира там стоит около $50 тыс. при том, что ВВП на душу населения составляет около $3 тыс. Т.е. Новая столица со всеми её прелестями – это рай для богатых. В двух шагах от бедного, грязного, загазованного и перенаселённого Каира. Как это действует на каирцев, буквально изнывающих под тяжестью кризиса и дороговизны, понятно.
Ас-Сиси удалось добиться многого. Экономика Египта растёт, мегапроекты радуют глаз и греют душу египтян современными зданиями из стекла и бетона –одни только самый высокий на континенте небоскрёб и самая большая в Африке мечеть чего стоят. Но если богатые семьи и кланы бешено обогащаются, то уровень жизни простых египтян в последние годы не растёт. И то, что на этом фоне появляются целые «резервации» для богатых – такие, как Новая столица, курорт Рас-Банас, и, в перспективе, Рас-эль-Хикма, опасно для социальной стабильности в стране. Которая и так подрывается войной в Газе. Которая вроде бы не относится к проблемам Египта, но провоцирует ненависть простого народа по отношению к иностранцам (неважно, мусульмане они или христиане, и какую сторону занимают в арабо-израильском конфликте), и всеми, кто так или иначе с ними связан. Это значит, что растёт ненависть к богатым.
В социальных сетях египтяне пишут, что в колоссальной мечети Новой столицы - самая высокая кафедра и самая тяжёлая люстра, в то время как людям в Египте нечего есть.
Нельзя забывать, что «Братья-мусульмане», пришедшие к власти после свержения президента Хосни Мубарака, и, в свою очередь, свергнутые армией под началом ас-Сиси, действовали под лозунгом «социальной справедливости» (как они её понимали – другой вопрос). Но они пришли к власти в условиях, когда богатые богатели, армия получала всё больше денег, а бедняки беднели. Это привело к свержению Мубарака, а теперь страна развивается – пусть в определённой степени успешно – в ровно том же направлении, что и при Мубараке. Справедливости ради надо отметить, что при Мубараке Египет тоже добился весьма заметных успехов в экономике. Которые не вдохновили «арабскую улицу» по приведённым выше причинам.
Разумнее было бы не создавать оазисы для богатых, а выращивать средний класс. Но для этого нужна промышленная и сельскохозяйственная политика, а не строительство сверхдорогих курортов, тем более для иностранцев, и роскошных кварталов Новой столицы.