Россия: В начале августа «Трансмашхолдинг» (ТМХ) сообщил о привлечении льготного займа от ВЭБ по механизму кластерной инвестиционной платформы (КИП). Так, за счет него будет профинансировано более 75% масштабного инвестпроекта стоимостью 9,4 млрд руб., который предполагает постановку в серию нового пассажирского подвижного состава на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ, входит в ТМХ).
Замгендиректора ТМХ по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов в интервью ROLLINGSTOCK раскрыл подробности по реализуемому инвестпроекту.
Александр Евгеньевич, в 2022 году ТВЗ уже получал заем в 1,58 млрд руб. из Фонда развития промышленности (ФРП) под схожие задачи. Что было реализовано с учетом тех средств?
В 2022 году по известным причинам остро встал вопрос замещения компонентов, которые, исходя из экономической целесообразности, частично закупались за рубежом. Понимая важность задачи, государство тогда существенно нарастило поддержку отрасли. В том числе был заключен договор льготного займа между Тверским вагоностроительным заводом и ФРП.
Та поддержка была предоставлена под задачи суверенизации выпуска существующих моделей пассажирских вагонов локомотивной тяги, чтобы обеспечить непрерывность их производства и эксплуатации. Сам завод предварительно разработал стратегию технологического суверенитета для всей линейки выпускаемой продукции – это более 50 различных моделей одноэтажных и двухэтажных вагонов, поставленных в производство в разные годы. Электропоезда в рамках того договора с ФРП не затрагивались.
Все работы по проекту были выполнены в полном объеме. К тому же проведенные мероприятия по развитию производства и замещению компонентов заложили основы для проекта нового пассажирского вагона с конструкционной скоростью 200 км/ч, который мы сейчас прорабатываем совместно с «Федеральной пассажирской компанией» (ФПК).
Насколько должны вырасти мощности по производству электропоездов «Иволга» в рамках утвержденного инвестпроекта, для которого привлечены средства ВЭБа по механизму кластерной инвестиционной платформы?
Согласно утвержденному контрольному показателю, ТВЗ должен будет выпускать не менее 350 вагонов электропоездов «Иволга» в год. Мы готовимся к высокому спросу на электропоезда.
Насколько вы знаете, Президентом России Владимиром Путиным в 2023 году была поставлена задача по существенной модернизации пригородного сообщения в Центральном транспортом узле. Она предполагает переход в перевозках между Москвой и близлежащими регионами на работу в режиме Московских центральных диаметров. Так, сами власти Москвы отмечали, что потребуется около 400 новых поездов до 2030 года.
Что включает этот проект?
ТВЗ закупает необходимое оборудование. В частности, это сварочные полуавтоматы, инструменты для контактной сварки скатов крыш, стенд для проведения приемосдаточных испытаний вагонов электропоездов. Уже завершен проект поворотного круга, предназначенный для разворота пассажирских вагонов нового модельного ряда и электропоездов «Иволга». Будут установлены тренажеры для обучения машинистов и многое другое. Все это сопровождается строительно-монтажными работами, обеспечивающими организацию производства.
Включена ли в инвестпроект постановка в производство новой платформы моторвагонного подвижного состава, работу над которой ранее анонсировал ТМХ?
Нет, на текущий момент проект предполагает работы только по электропоездам платформы «Иволга».
Другое направление по инвестпроекту – серийное производство новых пассажирских вагонов. Какие мероприятия включены по запуску в серию пассажирских вагонов габарита Т?
Освоение выпуска этих вагонов – одно из приоритетных направлений для ТВЗ и ТМХ. Их появление на сети включено в долгосрочный контракт с ФПК и мы давно работаем над этим подвижным составом. Так, ведется рабочее проектирование по трем моделям в этом габарите – купейному, некупейному и штабному. Завод приобрел и установил значительный парк производственного оборудования: новые сварочные линии для кузовов, кантователи, обрабатывающие центры и другое. Во многом за счет льготного займа поддерживаются эти инвестиции, а также работы по испытаниям и сертификации вагонов, которые мы будем проводить в ближайшее время.
Инвестпроект также включает освоение производства нового модельного ряда двухэтажных вагонов. О каком подвижном составе идет речь?
В соответствии с запросом РЖД мы разрабатываем вагоны системы push-pull. С привлеченной поддержкой будут проведены работы по разработке и согласованию всего набора документации, необходимой для запуска производства, по испытаниям и сертификации подвижного состава, а также по его постановке в серийное производство.
Интервью взял Сергей Белов
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK