Найти тему
Автосправочная

Обязательный техосмотр легковушек хотят вернуть

Оглавление

Власти обсуждают возврат обязательного техосмотра для легковушек. Когда это может произойти?

Для кого сейчас обязательный техосмотр отменен?

Как уже сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, 30 декабря 2021 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон об отмене обязательного периодического техосмотра для частников (Федеральный закон от 30.12.2021 № 494-ФЗ). Согласно поправкам, обязательный периодический техосмотр отменен для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц, которые используются только для личных нужд.

Таким образом, в 2024 году периодический техосмотр могут не проходить

  • Легковые автомобили физлиц (категория M1): если автомобиль используется только для собственных нужд, не продаётся, не меняется собственник, не меняется конструкция или основной компонент - проходить регулярный техосмотр не обязательно.
  • Мотоциклы физлиц (категория L): если мотоцикл используется только для собственных нужд, не продаётся, не меняется собственник, не меняется конструкция или основной компонент - проходить техосмотр не обязательно.

При этом, согласно этому же закону от 2021 года, диагностическая карта техосмотра внесена в перечень обязательных документов при совершении следующих регистрационных действий в ГИБДД:

  • постановка на учет транспортного средства старше 4 лет (включая год изготовления, указанный в документах);
  • смена собственника транспортного средства старше 4 лет (включая год изготовления, указанный в документах);
  • внесение изменений в конструкцию или замена основного компонента транспортного средства.

В случае указанных действий, наличие действующей диагностической карты техосмотра обязательно не только для легковушек или мотоциклов физлиц, но вообще для всех транспортных средств, за исключением легковых прицепов, принадлежащих физическим лицам и имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн (категории О1 и О2).

Сейчас при обращении в ГИБДД автоинспекторы осуществляют проверку наличия действующей диагностической карты в системе ЕАИСТО - предъявлять её на бумажном носителе не нужно. В случае отсутствия в ЕАИСТО информации о действующей диагностической карте уполномоченные должностные лица вправе принимать решение об отказе в совершении регистрационного действия.

Передачу техосмотра в Росаккредитацию "заморозили"

Напомним, до 2012 года за техосмотр отвечала ГИБДД. С 2012 года контроль за техосмотром осуществляет Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако, забрать техосмотр у этой организации предлагают уже много лет. Так, ещё в марте 2021 года Правительство согласовало дорожную карту на 2022-2023 годы по передаче функции контроля за техосмотром от РСА в Росаккредитацию. 3 мая 2023 года законопроект, предусматривающий передачу техосмотра Росаккредитации, был внесён в Госдуму. Его первое чтение должно было состояться в 2024 году.

Однако, 8 октября 2024 года в Совете Федерации прошёл круглый стол «Технический осмотр транспортных средств как важный фактор обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом», в рамках которого стало известно, что передача техосмотра от РСА в Росаккредитацию "заморожена".

Напомним, Росаккредитация собиралась внедрять собственную IT-систему по контролю за техосмотром и нанимать штат сотрудников под новую задачу (только на это требовалось около 20 млн руб. в год). Однако Минфин посчитал это нецелесообразным и не согласовал данные поправки.

"В настоящее время передача полномочий в сфере технического осмотра другому органу не повысит эффективность системы в целом, и подвергнет шоковой терапии предпринимательскую отрасль, конкретно операторов технического осмотра. РСА предлагает сохранить действующую систему технического осмотра и продолжить курс на совершенствование механизмов, обеспечивающих ее функционирование, что в целом повысит безопасность дорожного движения на дорогах России", - рассказали в РСА.

Обязательный техосмотр могут вернуть уже в 2026 году

Помимо этого, в рамках заседания РСА предложил вернуть с 2026 года обязательный техосмотр для легковых автомобилей. Об этом заявил директор по защите активов РСА Сергей Ефремов в ходе выступления на круглом столе. Он сообщил, что страховщики крайне заинтересованы в исправности автотранспорта, который выезжает на дороги, поскольку они страхуют его по договорам ОСАГО, КАСКО и ОСГОП.

"Средний возраст легковых автомобилей в стране составляет 15 лет, почти 70% всех легковых автомобилей имеют возраст 10 лет. Поэтому мы предполагаем к 2026 году с учетом того, как развивается технический осмотр, вернуться к обязательному порядку проведения ТО для легковых автомобилей", — привел данные Ефремов со ссылкой на агентство "Автостат".

Сейчас по закону о техосмотре РСА отвечает за проведение аккредитации операторов ТО и проверку соответствия их требованиям аккредитации. РСА сотрудничает с региональными подразделениями МВД и органами власти субъектов РФ, что позволяет пресекать неправомерные действия операторов ТО, напомнили в союзе.