В сибирской шаманской традиции бубен рассматривается как ездовое животное шамана. То есть в бубне заключен дух - проводник, который может отвезти шамана в такие сферы, куда сам шаман добраться не сможет. Выбор такого проводника – дело ответственное. Им может стать какой-нибудь дух-предок или дух-союзник. Есть и другие варианты. Скорее всего, это будет более могущественное существо, которое станет водить шамана по своим дорожкам.
Обычно бубен делали из тотемного животного. Например, существовал верховный бог Мара или Шама в образе оленя. Все олени - его стадо. Животное из этого стада «правильно» убивали и шкуру натягивали на бубен, полагая, что дух оленя связан с верховным богом и имеет к нему доступ.
В Сибири на бубен также натягивали шкуру лошади, быка, козы и лося. Шкуры волка и медведя – не использовали.
После изготовления бубна – его «пробуждали». Для этого совершали камлание, в ходе которого человек, проводящий обряд совершал шаманское путешествие неся с собой астральнй образ бубна.
В этнографических текстах говорится, что путешествие совершалось к родовой горе или шаман пытался подняться к верховному божеству. Считалось, что во время камлания дух убитого оленя оживал. По факту ездовым животным - проводником могло стать любое существо, уполномоченное силой, к которой шаман обратился за помощью.
Бубен не является обязательным атрибутом шамана. В Сибири зафиксировано множество сведений об использовании в шаманских обрядах посохов и трезубцев. Они также становились вместилищем духа-проводника, и выполняли те же функции, что и бубен. По сути, любой предмет можно сделать проводником, например, кулончик на груди или перстень на пальце. Они не будут привлекать внимание и всегда рядом.
Бубен удобен, поскольку упрощает организацию командной работы. Каждый рисунок на бубне – отдельная форма, которую можно наполнить своим содержанием. Проводник может «жить» в рисунке оленя, а предки шаманы – в цепочке людей и т.д. И все эти силы будут в кучке, когда шаман ударит в бубен.