Найти тему

КРЕАТИВНАЯ ПРОФЕССИЯ: КАК НАЙТИ СЕБЯ?

Команде Центра социальной интеграции очень повезло: нас всегда окружают настоящие профессионалы – увлеченные и вдохновляющие. Узнали у эксперта проекта «Подиум», основательницы Школы МОДА+ИСКУССТВО Полины Ухановой, что такое Fashion-индустрия сегодня и как помочь ребенку выбрать профессию в креативном секторе.

Полина Уханова, эксперт в области моды и искусства
Полина Уханова, эксперт в области моды и искусства

На ваш взгляд, как меняется индустрия моды в России сейчас?

Изменения происходят не только в России, аналогичные процессы идут во многих регионах, которые пересобирают свою идентичность: в странах BRICS, в арабском мире, в Африке, в Японии - в цивилизационных ячейках, которые пытаются больше про себя понять, пересобрать себя заново, вспомнить прошлое, создать какой-то новый образ себя в настоящем для будущего. В первую очередь, в этом процессе уделяется внимание своим корням, идет попытка встроить свой культурный код в визуальные формы в том числе в искусство моды. Меня радует, что то, что создается перестает принимать лубочные формы в виде ивановских ситцев на самовар. За последние годы появилось больше изысканных, элегантных, изящных вкраплений в современную одежду, но при этом добавляющих нотку идентичности.

На мой взгляд, это очень правильное направление, тем более что в России в рамках нашего культурного кода есть как минимум три русских стиля. Один – допетровский, византийский, второй – национальный костюм и третий – наш знаменитый авангард. В рамках русского культурного кода можно развиваться во всех этих направлениях. Все еще довольно много вторичности, но это абсолютно нормальная история для процесса создания чего-то своего. Мы всегда сначала смотрим, прикидываем, собираем, потом внедряем. Чем аккуратнее культурное наследие будет проникать в материальную культуру во всех сферах, тем лучше.

Инклюзия и мода: видите ли вы какие-то тренды в этом направлении в России?

Тренд есть, но называется не инклюзией, а индивидуальностью. Это общемировой тренд - мы все хотим более индивидуального подхода. Сюда же вписывается и инклюзия как равенство всех, то есть все должны иметь возможность равного доступа ко всем имеющимся в современном мире благам. Скорее всего этот тренд будет развиваться так же, как и другие: будут формироваться небольшие дизайнерские проекты, либо бренды, которые будут работать именно для людей с определенным типом инклюзии.

Мода как индустрия у нас моложе, и это важно понимать. Наши гении долго существовали в замкнутой системе, которая не могла развиваться на рыночных условиях. И сегодня мы стараемся наверстать упущенное.

В нашей стране есть понимание, что инклюзия связана со здоровьем, но мы не понимаем, что это абсолютно про все – и про объемы тела, и про особенности более глобально. Все, что нас окружает, стремится к индивидуализму, сейчас даже музыку нам подбирают приложения. Поэтому для тех, кто сейчас выбирает себе профессиональную направленность в сфере моды, можно попробовать присмотреться к созданию своего бренда обуви или одежды для определенных задач или узкой аудитории.

Когда ребенок для дальнейшего развития выбирает креативную специальность, в частности моду или шоу-бизнес, у многих родителей это вызывает ряд определенных опасений. Как тут найти компромисс интересов?

Я прекрасно понимаю родителей, но сейчас опасаться практически нечего. Если мы говорим про моделинг или какие-то другие аналогичные профессии, где ребенок будет в центре внимания, то самое важное - выбирать надежные стабильные агентства, заключать официальный договор.

В этой теме есть другая проблема, которую я наблюдаю. Иногда родители слишком давят на своих детей, толкая их в эту индустрию не по их воле. Они делают звезду из своего ребенка, блогера-миллионника, например. Здесь главное, не пережать и не отбить у ребенка желание, не пытаться самоутверждаться за счет ребенка, а дать ему самому право выбрать.

Лекция Полины Ухановой для проекта "Подиум" в Центре социальной интеграции Дианы Гурцкая
Лекция Полины Ухановой для проекта "Подиум" в Центре социальной интеграции Дианы Гурцкая

Сектор креативных индустрий стремительно растет – появляется все больше профессий, о которых пару лет назад мы даже не слышали. Как родителям и ребятам ориентироваться в этом профессиональном многообразии?

Для наших занятий с ребятами я подобрала как минимум сто профессий в модной индустрии, где каждый может найти то, что ему интересно. Родителям я бы порекомендовала также отталкиваться от увлечений ребенка, а дальше оценить его психологические особенности.

Например, если ребенку нравится читать стихи, быть на публике, но в семье он раскован, а выступая перед большой аудиторией он теряется и боится, то имеет смысл развивать потенциал в меньшей аудитории. Можно попробовать себя в качестве онлайн-лектора или ведущего подкастов. Если мы видим, что у ребенка богатые творческие перспективы, он рисует, подбираем ему направления для реализации – компьютерные игры, фэшн-иллюстратор, конструктор технического рисунка. Последнее – это все еще мода, но инженерно-конструкторская ее часть.

В будущем продолжительность жизни будет увеличиваться, и нынешние дети смогут по несколько раз менять сферу деятельности, поэтому стоит относится к таким экспериментам как к опыту.

Существует ли какой-то определенный набор качеств, на ваш взгляд, без которых будет невозможно реализоваться в креативном секторе?

Универсального набора качеств для креативных индустрий нет. Я встречала абсолютно разных людей от очень артистичных до очень сдержанных и скромных. Все они успешно делают работу и развиваются в креативных индустриях.

В западном обществе сейчас больше понимания, что те, кто на нас не совсем похож, могут быть гораздо сильнее и креативнее нас, потому что само мышление работает иначе. Поэтому такие люди уже работают в креативных индустриях для решения нестандартных задач. Например, нестандартного дизайна, который не придумает человек с более линейным стандартным мышлением.

В нашей стране существует практика, когда людей с инвалидностью приглашают создавать аксессуары. Есть люди, которым комфортно долго и технично что-то делать. И они в силу своего перфекционизма будет делать это идеально, и никто лучше не сделает, например, вышивку на перчатках. Кому-то наоборот не дается монотонная работа, но зато он очень быстро придумывает идеи. Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь нужно работать с мотивацией компаний, чтобы приглашать на проекты и работу людей с особенностями стало нормой. И постепенно, думаю, все увидят те сильные стороны, которые можно использовать. Я убеждена, что талант есть абсолютно у всех, просто важно не пытаться белку учить плавать. Надо, чтобы каждый человек занимался тем, что ему легко и комфортно, и тогда я не вижу особых проблем встроить людей в работу.

Какой профессиональный совет вы дали бы себе 15 лет назад?

Меньше стесняться, не бояться заявлять о себе. Я совершенно против, чтобы ровно после выпуска из института или окончания курсов тут же присваивать себе звание почетного юриста, психолога или эксперта в другой области, но если вы занимаетесь каким-то делом от 3 до 5 лет, то я бы советовала не стесняться и больше заявлять о себе. Через это будет больше возможностей нести людям то, что хочется нести, проявляться во всех комфортных вариантах.