Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Образ волка в баснях и сказках

Рассказывает Мишель Пастуро, знаменитый медиевист и автор книги «Волк. Культурная история».

Дурная репутация волка складывается уже со времен Античности, в том числе благодаря басням — небольшим рассказам в стихотворной или прозаической форме, которые были призваны развлечь, но в то же время давали моральные и практические наставления.

Автором самых древних из них считается Эзоп — греческий поэт, о жизни которого нам ничего не известно. Как гласит традиция, он жил в VII веке до н. э., был выходцем из Фригии и, вероятно, некогда был рабом. На деле же Эзоп — это имя, которым объединено множество басен, написанных на древнегреческом языке в течение нескольких веков.

Главными персонажами многих басен выступают животные, своими повадками напоминающие людей и наделенные даром речи. Несколько басен, в которых протагонистом был волк, продолжают жить до сих пор: «Волк и лошадь», «Волк и журавль», «Волк и старуха», а главное — «Волк и ягненок».

-2

Наряду со львом и лисом, волк — самый часто встречающийся персонаж басен независимо от эпохи их сочинения. Однако басни, как и средневековые бестиарии, изображают волка в отрицательном ключе.

Он всегда играет роль плохого персонажа, который раз за разом воплощает грубую силу, жестокость, прожорливость, жадность, коварство, бесчестие и лицемерие; часто к этим характеристикам добавляются глупость и нелепость; из-за своей глупости, а также трусости и вранья, волк снова и снова оказывается обманут или обижен другими, менее сильными, но более хитроумными животными. Как раз такой случай описан в басне под названием «Лошадь и волк», известной нам и в других версиях.

Заприметив пасущегося на лугу коня, волк решает прибегнуть к хитрости, чтобы сделать того своей добычей: он выдает себя за врача и предлагает коню исцеление от всех болезней. Конь же, догадавшись, что имеет дело с задумавшим недоброе шарлатаном, жалуется на воспаление копыта задней ноги. Волк наклоняется и получает страшной силы удар, от которого у него ломаются челюсть и зубы. Эта басня с волком — жертвой собственной хитрости — встречается уже у Эзопа, правда, там лягается не конь, а осел. Независимо от версии, мораль одинакова: «У всякого своя наука! Того, что знает дровяник, не сделает мясник».

В Античности басни сыграли важную роль в распространении устойчивых типажей животных прежде всего потому, что басни изучали в школах.

Басни Лафонтена сумели внести свой вклад в распространение устоявшихся со временем портретов животных: лев — гордое и щедрое животное; лис — хитрое и красноречивое; медведь — неуклюжий любитель полакомиться; осел — глупое и упрямое существо; обезьяна — злобное и несерьезное; волк — вороватый, лживый, злобный, трусливый, жестокий и кровожадный. Этот совершенно отрицательный портрет волка встречается и в традиционных сказках, многие из которых основаны на тех же нарративных схемах, что и басни.

Волк представлен в них как безжалостный хищник, плотоядное чудовище, с одинаковым аппетитом пожирающее и домашних животных, и пастухов, охраняющих овец, и заблудившихся в лесу детей, и даже больных и бессильных стариков. Волк — хитрый и смертельно опасный зверь, которого боятся все, встречи с которым лучше избегать.

-3

Анализу многочисленных культурных трансформаций образа волка, сотням связанных с ним сюжетов, древним легендам посвящена книга Мишеля Пастуро «Волк. Культурная история» (12+). Приобрести книгу можно по ссылкам:

«Читай-город»

Ozon


Wildberries