Тренерская работа с детьми дошкольного возраста и начальных классов (далее «дети») кардинально отличается от подготовки взрослых и опытных спортсменов (далее «спортсмены). Первая причина – дети мало усидчивы, обладают свойством резкого изменения предмета интереса и внимания, воспринимают весь тренировочный процесс как некую игру или средство занять время. У детей в этом возрасте нет четкого понимания чего они хотят от занятий спортом, полной вовлеченности в тренировочный процесс. Работа тренеру, работающему с детьми, имеет ряд особенностей. Они включают в себя:
1. Воспитание интереса к освоению новых видов физических упражнений и повышению уровня своих физических способностей;
2. Стимулирование стремления к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками;
3. Использование словесного и наглядного методов обучения;
4. Применение физической помощи тренера и ориентировочной помощи (звуковые сигналы, зрительные ориентиры и другие);
5. Использование игрового, идеомоторного и музыкального методов;
6. Проведение коротких по времени, часто повторяющихся тренировок разнообразного, преимущественно игрового, содержания с применением психогимнастических методик;
7. Недопущение перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями.
Иными словами, задача тренера максимально вовлечь детей в тренировочный процесс по средствам различных игр, конкурсов, стимуляционных приемов, попутно воспитывая в них интерес к виду спорта, целеустремленность, волю к победе, при этом подбирать упражнения и игры в соответствии с уровнем подготовки детей, способствующие дальнейшему развитию детей в избранном виде спорта, во избежание перегрузки организма.
Простейшие психологические средства для подготовки и вовлечения детей в тренировочный процесс, стимулирующий их активность:
1. Игры, как и для развития общей физической подготовки, так и включающие в себя действия приближенные к избранному виду спорта;
2. Организация системы поощрения, как пример, «дневника» с различными наклейками, отражающие достижения или оценку за тренировку, лучше всего лично разработанный, для более точного достижения целей тренировочного процесса;
3. Учитывать индивидуальные особенности личности детей (различные социальные статусы, семейные положения, темперамент, степень активности, психоэмоциональные состояния) и принимать компенсационные меры в тренировочном процессе в случае их изменения;
4. Избегать появления «любимчиков», даже в случае их явного прогресса по сравнению с остальными участниками группы. При явном повышенном прогрессе и подготовленностью, лучше таких детей перевести в старшую или наиболее подготовленную группу для наглядного стимула для остальных членов, но не в коем случае не возвышать их или ставить в сравнение для других детей;
5. Организовать работу детьми, показывающими низкие результаты таким образом, чтобы они были чаще остальных были вовлечены во все виды активности (чаще водили, при неравенстве в эстафетах участвовали за двоих и т.д.);
6. Дозировать степень нагрузки в период тренировок, так как частая перегрузка организма будет негативно отражаться не только на состоянии организма детей и их тренировочный процесс, но и отвернет их от желания продолжать тренироваться, подорвет доверие к тренеру и снизит психоэмоциональный фон.
Каждый ребенок, приходящий в спортивную секцию – не огранённый алмаз, находящийся на стадии формировании личности и характера, воспитание которого зависит напрямую от правильно организованной работы тренера и построения тренировочного процесса. Правильный подход, поставленные средства показа и рассказа, применяемые техники тренировочного процесса, стимуляции и поощрения сделают детей подготовленными к целенаправленной и усердной работе в избранном виде спорта на этапах спортивного совершенствования, спортивного мастерства и приведет к этапу спорта высших достижений. Психологический фон, который тренер заложит в детей на этапе начальной подготовки будет красной нитью идти на протяжении всей спортивной карьеры. Он напрямую будет отражаться в реакции спортсмена на победы, поражения, неудачи, травмы, триумфы и самооценку.