Франшиза была, есть и будет самой простой схемой для старта. Сомневаетесь? Просто задайте себе вопрос: “Смогу ли я создать успешный бизнес без помощи и поддержки?”. Если ответ НЕТ, франшиза – правильное решение. Другой вопрос – как не ошибиться в выборе? Не попасть в финансовую зависимость, а наоборот – обрести надежного помощника в лице франчайзера.
В этой статье мы подробно разберем:
✔ на какие тревожные звоночки обратить внимание при выборе франшизы
✔ как не попасть в зависимость от франчайзера
✔ как не стать наемным управляющим за свои же деньги
✔ и как вообще не потерять все сбережения, нарвавшись на мошенников.
Первый звоночек: коммерческая тайна
Точнее, даже не звоночек, а пожарная сирена! Если на вопросы: “Сколько точек работает?”, “Есть ли у сети общая CRM?”, “Можно ли изучить финансовые документы?” франчайзер начинает рассказывать о какой-то коммерческой тайне, разворачиваемся и уходим в поисках лучшего варианта.
На этом этапе важны не столько цифры, сколько готовность открыто обсуждать эти вопросы. Нормальная компания даст вам контакты партнеров в вашем городе — не поленитесь встретиться лично, чтобы оценить обстановку на месте.
По своему опыту запуска франшиз я знаю, насколько важна прозрачность, ведь именно франчайзи несет финансовые риски. Поэтому мы начинаем с того, что приглашаем потенциальных партнеров в действующие бистро “ДЕД ХО”, где можно и пообщаться, и увидеть бизнес в действии.
Чек лист: проверяем франшизу на ловушки
Попасть в кабалу и полную зависимость — не просто страшилка, а серьезная проблема со множеством реальных примеров. Поэтому для начала давайте разберемся с термином “кабальная сделка”. Какую сделку можно признать кабальной по закону (п. 3 ст. 179 ГК РФ):
✔ Сделка, которая совершена на крайне невыгодных условиях для франчайзи.
✔ Имелись сложные обстоятельства, которые вынудили заключить сделку.
✔ Вторая сторона воспользовалась ситуацией намеренно, для получения корыстной выгоды (в случае с франшизой могут навязать доп. соглашения).
Топ признаков юридической ловушки под видом франшизы:
- Обязательства франчайзера в договоре размыты — скорее всего вы получите неработающий продукт и некачественные материалы.
- Лицензионный договор — это вообще за гранью добра и зла. Юридическая ловушка чистой воды. Такой договор просто невозможно расторгнуть. Запомните – только коммерческая концессия!
- Слишком жесткие условия в договоре. Вас просто лишают права принимать какие-либо решения (например, поменять поставщика). Все делается только с одобрения Большого Брата.
- Невыполнимые KPI + штрафы. Если по договору вы должны выполнять план, вплоть до количества минут звонков ваших менеджеров, а за невыполнение положены штрафы — это что-то очень далекое от здорового партнерства.
Проверьте франшизу по этим пунктам. Наличие хотя бы одного условия говорит о том, что с вероятностью 99% вы попадаете в финансовое рабство к франчайзеру.
Консультационная поддержка или лучики добра
Этого варианта нужно опасаться как огня. Продавец может обещать вам что угодно, но если договор включает только консультационную поддержку, вы заплатите просто за советы, а выстраивать бизнес-процессы, нанимать, обучать, заниматься продвижением, будете сами, как если бы открывали бизнес в одиночку!
Так какой же должна быть поддержка?
Рассказываю на примере нашей франшизы, потому что она как раз заточена под партнеров без опыта в общепите.
Аренда помещения
Найти хорошее помещение не так просто. У локаций с высоким трафиком цена часто завышена, а недорого — только на задворках. Мы нашли работающий способ получать хорошие помещения с арендой не выше 10% от товарооборота, и сами закрываем эту задачу для своих партнеров.
Стандарты качества
Если каждое бистро будет готовить Фо Бо по-своему, это не понравится гостям и к тому же создаст конкуренцию внутри сети. Вместе с товарным знаком и брендом мы передаем свои фирменные рецептуры, технологические карты с калькуляцией и технологию контроля качества.
Персонал
Поиск и подбор персонала – отдельная боль. Безответственность, некомпетентность и даже воровство — вот с чем ежедневно сталкиваются владельцы фуд-бизнеса. Поэтому поиск, найм и обучение сотрудников – обязательные пункты в договоре и в паушальном взносе.
Кстати, о паушалке и роялти!
Размер имеет значение
Покупатель франшизы на старте платит один раз фиксированную сумму, — паушальный взнос, — а затем ежемесячно перечисляет роялти.
Когда завышенный размер паушалки ничем не обоснован, это должно настораживать. А франшизы “с минимальными вложениями” в 90% случаев — мошенничество, в остальных же 10% к паушалке прилагаются оооочень большие роялти.
Важно понимать: если стартовый взнос слишком большой, а роялти подозрительно низкие, с вероятностью 99% франчайзер не будет помогать после открытия. Его цель – побыстрее продать франшизу и уйти в закат.
Чтобы партнер понимал, за что платит, компания должна объяснить экономику паушального взноса. К примеру, что входит в паушалку “ДЕД ХО”:
✔ Дизайн-проект
✔ Подбор помещения
✔ Подготовка точки
✔ Продвижение и реклама
✔ Обучение франчайзи
✔ Подготовка персонала
✔ Торжественное открытие заведения
✔ Сопровождение после запуска
Это далеко не всё, основные плюшки — на сайте “ДЕД ХО”, и там же можно забрать бесплатный расчёт рентабельности для вашего города. Главное, запомните: паушальный взнос почти полностью должен уходить на открытие и запуск новой точки.
Делаем выводы
Покупка непроверенной франшизы может стать началом настоящего кошмара, поэтому тщательно изучайте условия — наш чек-лист вам в помощь.
Самые явные признаки нечестности франчайзера:
❌ отказ показать финансы и контакты партнеров
❌ размытые права и обязанности
❌ жесткие условия и штрафы
❌ лицензионный договор и навязывание доп. соглашений
Помните: франчайзи — партнер, а не объект наживы, поэтому честная компания сама заинтересована быть наставником и другом, ведь развивать бренд можно только работая добросовестно рука об руку.
Переходите по ссылке, чтобы забрать бесплатный расчёт рентабельности
А если уже сталкивались с франшизами-ловушками — расскажите о своем опыте в комментариях.