Мелкая моторика – это отрегулированная и слаженная работа большого количества разных групп мышц конечностей и нервных окончаний, позволяющая человеку совершать четкие движения при работе с мелкими предметами, например, с иголкой и ниткой, с мелкими камушками и т.д. Выражаясь еще более просто, мелкая моторика – это и есть ловкость рук.
Однако роль мелкой моторики сводится отнюдь не только к ловкости. Наукой давно доказана прямая взаимосвязь между успешным развитием интеллектуальных способностей ребенка и уровнем его навыков в обращении с мелкими предметами. От того, насколько хорошо развита у него мелкая моторика, будет зависеть его способность к обучению и запоминанию информации, его усидчивость и концентрация внимания, память, воображение и даже речь.
Почему же так происходит?
Дело в том, что сектор головного мозга, отвечающий за все перечисленные когнитивные навыки ребенка располагается в непосредственной близости с сектором, который контролирует в том числе движения кистей и пальцев рук. В тот момент, когда стимулируется один из этих отделов, он автоматически подключает к работе и своего «соседа». Да и в целом доказано, что развитие навыков мелкой моторики влияет на работу всей центральной нервной системы.
Это работает и в обратную сторону. Дети со слабым навыком мелкой моторики имеют и определенные трудности с развитием своих когнитивных способностей. И дело тут не только во взаимосвязи отделов головного мозга. Для ребенка, которому сложно не то что писать, а даже удерживать пальцами ручку, учебный процесс будет очевидно осложнен.
Что можно сделать, чтобы успешно развивать мелкую моторику у ребенка:
- На самом раннем этапе жизни малыша, когда он только начинает шевелить ручками и пальчиками и учится совершать хватательные движения, его можно записать на грудничковый массаж, который в принципе будет полезен и важен для здоровья и правильного развития любого маленького ребенка. Детский реабилитолог сможет правильно воздействовать на все физиологические механизмы, связанные напрямую с головным мозгом малыша, а мягкий массаж ладошек воздействует на нервные окончания и помогает улучшить их сенсорное восприятие;
- В возрасте трех-четырех лет можно попробовать пальчиковое рисование. Это невероятно эффективная методика, которая великолепно развивает мелкую моторику, сенсорику, воображение да и в целом раскрывает творческий потенциал ребенка;
- Любые игры с мелкими предметами и их перебирание будут полезны. Предложите ребенку перебирать яркие пуговицы, гладкие бусины, блестящий бисер. Также прекрасно подойдет перебирание и сортировка круп разных сортов и размеров;
- Стимулируйте ребенка играть в песочнице, лепить из глины и пластилина – тут творческие способности ребенка тоже ничем не ограничены. А детям более старшего возраста можно учиться вязанию, вышиванию или аппликации;
- В быту также можно постоянно развивать мелкую моторику – пусть ребенок с малых лет учится застегивать пуговицы и зашнуровывать обувь.
К слову, дети с ДЦП с рождения имеют очень слабую мелкую моторику, поэтому для них особенно важно интенсивно заниматься ее развитием. Из перечисленных методов им особенно показан детский массаж, перебирание мелких предметов и пальчиковое рисование.
Больше интересных и полезных статей вы сможете найти на моем сайте 👈