Видение, мираж, плод воображения, призрак – почему даже в наш век науки и рационализма эти понятия по-прежнему актуальны? По-видимому, стремление человечества заглянуть за границу реального мира и попытаться постигнуть то, что недоступно в обыденной жизни, неистребимо. Искусство во все времена отражало это присущее человеку стремление, отсюда – множество фантастических сюжетов, мифологических и религиозных образов.
Из этого же ряда - призраки, фантастические существа, потусторонние сущности, сны, миражи и видения, которые мы можем видеть и в древнем искусстве, и в живописи экспрессионистов, и в сюрреализме.
Какое развитие нашли эти сюжеты в работах участников проекта «Красные ворота\Против течения»?
Анимационные фильмы и компьютерные игры в последние десятилетия создали множество визуально оригинальных, иногда драматичных и загадочных образов. Таких, например, на картине Любови Егоровой «Призраки Фуджи».
Чтобы до конца разгадать сюжет картины, надо хорошо ориентироваться в японском эпосе, понимать символику синтоизма и к тому же посмотреть мультфильмы Хаяо Миядзаки. Художница приоткрывает зрителю сакральный мир вокруг священной горы Фудзи: симпатичная девочка оказывается олицетворением богини Аэтэрасу, сотворившей, согласно верованиям синтоистов, Японию… Она окружена мистическими существами и маками (символами умиротворения, спокойствия и забвения). Да, маки не красные, а синие, это подчеркивает их ирреальность… В общем, любителям японской культуры разглядывать картину будет очень интересно и занимательно.
Иные чувства вызывает впечатляющая фотография Константина Маркова: при всей своей экзотичности это - не сконструированный воображением художника образ, а подсмотренный в природе внимательным наблюдателем результат естественного процесса выветривания породы. В этом контексте название работы «И все-таки они существуют» воспринимается как ирония автора.
Природные явления и объекты действительно могут восприниматься людьми как таинственные и даже мистические. Таков, например, волшебный, величественный, манящий и в то же время немного пугающий лес на картине Ивана Щанкина.
В абстрактных картинах «иную реальность» авторы создают с помощью переливов света, цвета, пятен и бликов.
Зритель волен увидеть в этом красочном месиве любой аспект полифонии мира, оборачивающегося к человеку своими самыми разными своими сторонами и бесконечным разнообразием элементов.
Олегу Калайтанову удалось одной лишь серой краской, точнее, тушью, нарисовать невероятно выразительный, таинственный и трагичный пейзаж, который автор назвал символично: «Времен связующие нити».
Горы, дождь, снег, камни, почва, облака и тучи – не они ли связывают воедино времена, эпохи, события? Это поистине мистическая связь, неподвластная человеку, и поэтому тревожащая его.
Иногда странные и пугающие объекты порождаются самим человеком, являясь результатом его трудов и усилий. Человек строит дома, заводы, машины, но проходит время, и некоторые из них становятся поистине призраками.
Полуразрушенные сооружения, заброшенные города, неработающие заводы, корабли-«летучие голландцы» - это как иное измерение нашего мира, таинственное и иногда жуткое.
Мы не знаем, что такое призраки, но точно знаем, что они есть. И художники –участники проекта «Красные ворота\Против течения» показали нам это.