Найти тему

Тема "Призраки и неопознанные объекты" на выставке "Красные ворота\Против течения"

Видение, мираж, плод воображения, призрак – почему даже в наш век науки и рационализма эти понятия по-прежнему актуальны? По-видимому, стремление человечества заглянуть за границу реального мира и попытаться постигнуть то, что недоступно в обыденной жизни, неистребимо. Искусство во все времена отражало это присущее человеку стремление, отсюда – множество фантастических сюжетов, мифологических и религиозных образов.

Оскар Кокошка. Невеста ветра.1914. Художественный музей Базеля, Швейцария
Оскар Кокошка. Невеста ветра.1914. Художественный музей Базеля, Швейцария

Из этого же ряда - призраки, фантастические существа, потусторонние сущности, сны, миражи и видения, которые мы можем видеть и в древнем искусстве, и в живописи экспрессионистов, и в сюрреализме.

Сальвадор Дали. Призрак Вермеера Делфтского, который может послужить столом. 1934
Сальвадор Дали. Призрак Вермеера Делфтского, который может послужить столом. 1934

Какое развитие нашли эти сюжеты в работах участников проекта «Красные ворота\Против течения»?

Анимационные фильмы и компьютерные игры в последние десятилетия создали множество визуально оригинальных, иногда драматичных и загадочных образов. Таких, например, на картине Любови Егоровой «Призраки Фуджи».

Любовь Егорова (Самара). Призраки Фуджи. 2023, холст, акрил
Любовь Егорова (Самара). Призраки Фуджи. 2023, холст, акрил

Чтобы до конца разгадать сюжет картины, надо хорошо ориентироваться в японском эпосе, понимать символику синтоизма и к тому же посмотреть мультфильмы Хаяо Миядзаки. Художница приоткрывает зрителю сакральный мир вокруг священной горы Фудзи: симпатичная девочка оказывается олицетворением богини Аэтэрасу, сотворившей, согласно верованиям синтоистов, Японию… Она окружена мистическими существами и маками (символами умиротворения, спокойствия и забвения). Да, маки не красные, а синие, это подчеркивает их ирреальность… В общем, любителям японской культуры разглядывать картину будет очень интересно и занимательно.

Константин Марков (Москва). И все-таки они существуют. 2022, фото
Константин Марков (Москва). И все-таки они существуют. 2022, фото

Иные чувства вызывает впечатляющая фотография Константина Маркова: при всей своей экзотичности это - не сконструированный воображением художника образ, а подсмотренный в природе внимательным наблюдателем результат естественного процесса выветривания породы. В этом контексте название работы «И все-таки они существуют» воспринимается как ирония автора.

Природные явления и объекты действительно могут восприниматься людьми как таинственные и даже мистические. Таков, например, волшебный, величественный, манящий и в то же время немного пугающий лес на картине Ивана Щанкина.

Иван Щанкин (Саранск). Мордовский мистический лес. 2024, холст, масло
Иван Щанкин (Саранск). Мордовский мистический лес. 2024, холст, масло

В абстрактных картинах «иную реальность» авторы создают с помощью переливов света, цвета, пятен и бликов.

Татьяна Рассказова (Самара). Отдельная реальность. 2023, холст, смешанная техника
Татьяна Рассказова (Самара). Отдельная реальность. 2023, холст, смешанная техника

Зритель волен увидеть в этом красочном месиве любой аспект полифонии мира, оборачивающегося к человеку своими самыми разными своими сторонами и бесконечным разнообразием элементов.

Марина Худякова (Москва). Полифония. 2024. холст, ультрахромпечать
Марина Худякова (Москва). Полифония. 2024. холст, ультрахромпечать

Олегу Калайтанову удалось одной лишь серой краской, точнее, тушью, нарисовать невероятно выразительный, таинственный и трагичный пейзаж, который автор назвал символично: «Времен связующие нити».

Горы, дождь, снег, камни, почва, облака и тучи – не они ли связывают воедино времена, эпохи, события? Это поистине мистическая связь, неподвластная человеку, и поэтому тревожащая его.

Иногда странные и пугающие объекты порождаются самим человеком, являясь результатом его трудов и усилий. Человек строит дома, заводы, машины, но проходит время, и некоторые из них становятся поистине призраками.

Ярослав Пономарев (Москва). Страж. Завод "Зил". Проект "Руины будущего". 2023, фото
Ярослав Пономарев (Москва). Страж. Завод "Зил". Проект "Руины будущего". 2023, фото

Полуразрушенные сооружения, заброшенные города, неработающие заводы, корабли-«летучие голландцы» - это как иное измерение нашего мира, таинственное и иногда жуткое.

Наталья Литосова (Ставрополь). Ледокол "Михаил Громов" из серии "Северный морской путь", 2024, холст, масло
Наталья Литосова (Ставрополь). Ледокол "Михаил Громов" из серии "Северный морской путь", 2024, холст, масло

Мы не знаем, что такое призраки, но точно знаем, что они есть. И художники –участники проекта «Красные ворота\Против течения» показали нам это.