С декабря 2024 года поезд 189/190 Петербург – Осташков с вагонами беспересадочного сообщения Москва – Осташков будет ходить по-новому. Новые – и вокзал, и время отправления. Рассказываем о редком поезде, нравится ли он пассажирам и как организовано курсирование вагонов беспересадочного сообщения.
Расписание и время в пути
Поезд №189/190 Петербург – Осташков станет ночным не только в сторону Осташкова, но и в сторону Петербурга.
С декабря он будет отправляться с Витебского вокзала Петербурга в 00:50 и прибывать в Осташков в 09:30.
Из Осташкова поезд будет уходить в 20:00 и прибывать в Петербург на следующий день в 4:55 утра.
Летом к поезду добавляются вагоны беспересадочного сообщения Москва – Осташков. Они будут ходить, как и раньше, раз в неделю по пятницам в 22:30 с Ленинградского вокзала. От Москвы до Бологого вагоны идут в составе поезда №27 Петербург – Москва. В Бологом их перецепляют к поезду №190, после чего вагоны следуют в его составе до Осташкова. Их общее время в пути – 11 часов.
Обратно вагоны беспересадочного сообщения Осташков – Москва будут отправляться в 20:00 и прибывать в столицу в 5:42 утра (к открытию метро).
В первый рейс по новому расписанию поезд отправится в новогодние праздники 2024/2025. Вагоны беспересадочного сообщения Москва – Осташков – Москва начнут курсировать с 30 мая 2025 года.
Долгие годы поезд из Петербурга в Осташков ходил в ночь с пятницы на субботу. А вот в обратную сторону он был дневным, отправляясь из Осташкова в 12:55 в воскресенье.
Такое расписание было неудобно потенциальным пассажирам, которые ездят в Осташков на выходные, и это сказывалось на загрузке поезда: в сторону Осташкова пассажиров обычно было больше, чем в сторону Петербурга, о чем мы писали ранее в нашей рубрике «РЖД, измени расписание!».
История поезда
Поезд №189/190 уникален тем, что является одним из самых редких поездов в регулярном графике железных дорог. Он курсирует не больше 20 раз в год. Поезд ходит еженедельно в мае и летом, а также его назначают на время длинных праздничных дней.
«Питерский» один из самых редко назначаемых пассажирских поездов дальнего следования в России – это факт», – подтверждает машинист Алексей Алексеев в своем дзен-канале «Заповедная магистраль». В том, что поезд еще существует, автор канала видит сильную историческую связь Осташкова с Петербургом, которая оказалась куда сильнее, чем с Москвой.
«Именно туда чаще всего и переезжали осташи в поисках лучшей жизни, – пишет автор. – Не случайно 189-й и 190-й поезда из Петербурга в Осташков и обратно на летний сезон и праздники до сих пор остались в ходу, в то время как «московский» ушел в небытие, совершив свой последний рейс из Осташкова на Москву 15 марта 2015 года, закончив свою долгую историю курсирования в наших краях… Сегодня от питерского поезда по станции Бологое, как альтернатива «московскому» поезду, отцепляют два вагона на Москву, которые следуют в хвосте поезда».
Сообщение с малыми городами Северо-Запада России действительно хромает. Когда-то в сообщении с Осташковым курсировало несколько ежедневных поездов – из Москвы и Петербурга, а также проходящие на Великие Луки. Причем из Москвы через Торжок ходил даже фирменный поезд «Селигер». Однако в 2015 году прямое сообщение между этими двумя городами отменили.
Сейчас жителям города и туристам в обычные дни приходится довольствоваться лишь пригородным поездом Бологое – Осташков – Великие Луки. Причем до Великих Лук он ходит не каждый день.
Кроме того, в 2018 году по маршруту Бологое – Осташков – Бологое запустили ретропоезд «Селигер» под паровозной тягой, который ходит круглый год по субботам и воскресеньям по Бологое-Полоцкой заповедной железной дороге.
Состав поезда и отзывы пассажиров
Любопытный факт: поезд №27 Санкт-Петербург – Москва, в составе которого идут вагоны Москва – Осташков, – последний регулярный поезд на маршруте, в состав которого включены плацкартные вагоны. Также в составе есть сидячий вагон, купейные вагоны габарита риц и СВ.
Гораздо хуже вагоны в составе поезда №189/190.
«Вагоны старого образца. Сидячие места неудобные», – пишет Наталья на сайте Туту.ру, ехавшая на поезде № 189 13 июля 2024 года.
«Ужасная поездка. Кресла очень неудобные, спина устает от них, коленки упираются в соседнее кресла, просто ужас, настолько стесненно приходится сидеть, – подтверждает Надежда (поездка 12 мая). – В вагоне душно, кондиционер не работает, вернее, шум от него стоит, но эффекта от работы – ноль».
Анна, оказавшаяся в этом поезде 30 июня, жалуется на духоту: «Ехали в плацкарте, на боковых местах – дышать нечем, кондиционера нет. Были открыты все форточки, какие есть в вагоне – не помогало. Розетка одна на шесть мест, туалет чистый, персонал вежливый».
На жару в вагоне сетует и Дмитрий: «Издевательство над людьми. В вагоне табло всю поездку показывало 32 градуса по Цельсию, по-видимому, оно больше просто не показывает, а по факту было градусов 35. Все 8 часов. А билеты не самые дешёвые» (поездка 6 августа 2023 г.).
Не беремся судить обо всех вагонах поезда № 189/190, но купейные вагоны беспересадочного сообщения Осташков – Москва, насколько можем судить по опыту прошедшего лета, при почтенном возрасте могут иметь исправные кондиционеры и чистые без запаха туалеты, пусть и старого образца (гравитационные).
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ