Найти в Дзене
VK Видео

Мультики не для детей: как аниме стало кошмаром ребёнка из СССР?

Оглавление

Сейчас уже неудивительно встретить человека, который хотя бы раз смотрел аниме или играл в пару компьютерных игр. Но буквально 20-30 лет назад подобные люди казались всем очень странными, даже какими-то маргиналами. В завершающем выпуске проекта «Субкультуры» в VK Видео Сергей Минаев и Александр Кузьменко, культовый эксперт в мире игр, бывший главный редактор «Игромании», расскажут, как в России появились геймеры и анимешники, чем они удивляли окружающих и насколько популярны оба явления сегодня.

Хардкорщики и казуалы

Субкультура геймеров в России начала формироваться в середине 80-х – начале 90-х годов, когда появилась Dendy — первая игровая приставка в стране. В школьных дворах уже можно было увидеть ребят, обменивающихся картриджами. Серьёзно таких мальчишек не воспринимали. Сами же геймеры чувствовали себя крутыми. С появлением компьютеров они ассоциировали себя с никнеймами в играх, а «своих» распознавали по характерному сленгу. Например, игроки Quake делились на «мышатников», тех, кто в игре пользовался компьютерной мышью, и «трактористов» — кто использовал клавиатуру. Между этими двумя «школами» была чуть ли не война: игроки выясняли, кто хардкорнее. «Хардкорщики» — крутые, а «казуалы» считались неудачниками.

Пиратство – святыня раннего российского гейминга

Всё началось ещё со времён Dendy, которая сама была тайваньским клоном японской Nintendo. Для него повсеместно продавались нелегальные картриджи, а сами игроки даже не знали об этом. С появлением компьютеров развалы на рынках заполонили пиратские диски. Лицензионные игры по сравнению с пиратскими были дороже, поэтому их никто не брал. Нелегалы работали на скорость, и их переводы были соответствующего качества. Вообще, к делу подходили творчески. Так, из заставки первой части игры Fallout пираты выкинули американскую песню и вставили вместо неё «Дорогу» группы АукцЫон. Кстати, мы ещё подробно раскрывали феномен пиратства в играх в статье о цикле «Серьёзные игры», можно почитать здесь.

Суровое аниме в СССР

В России пиратство дало толчок не только развитию гейминга, но и популярности японской анимации. Ещё в кинотеатрах Советского Союза показали аниме с элементами ужасов «Корабль-призрак» и «Босоногий Гэн», которые стали главным детским кошмаром многих. Уже тогда было понятно, что стиль японских мультиков сильно отличается от всего привычного. В 90-ых на ТВ вышли «Сейлор Мун» и «Роботек». Они уже больше пришлись детям по вкусу.

Первые CD-диски с нелегальными аниме были весьма непривлекательными: чёрно-белая обложка сомнительного качества, мультяшных девушек озвучивает какой-то ломающийся юношеский голос. Чаще болванки с аниме просто подписывали маркером. Тем не менее, такое покупали, передавали из рук в руки, и популярность жанра росла. И сейчас для нового поколения разбираться в японской культуре — обыденность, а не признак неформала.

Как развивался косплей в городах России? Почему именно в подвалах компьютерных клубов зародились первые киберспортивные команды страны? Как выгоняли иностранцев с российских игровых серверов? Смотрите в последнем выпуске «Субкультур» эксклюзивно в VK Видео.