Мы решили вновь обратиться к проблеме фильма «Цвет ночи», поводом для чего стала реплика одного из наших читателей, дескать, работавшие в этом проекте гримеры были «настоящими волшебниками», так как преобразили исполнительницу главной роли Джейн Марч до неузнаваемости, что очень важно для явления в кадре «разных ипостасей».
И вроде бы мы имеем дело с типичным «хамелеоном», однако меняющую свои облики героиню нельзя назвать фам фаталь. Опять же в одной из ипостасей она является юношей Ричи, который проходит психотерапевтическую реабилитацию. То, что с юношей «что-то не так», вы можете догадаться с самого начала, но то, что его играет загримированная Марч, без подсказки ни в жизнь не поймете.
В этой части нашего рассказа надо сделать небольшое отступление, в котором мы напомним, что «роковые девицы» - это отнюдь не единый типаж, в нём есть подтипы: «паучиха», «вамп», «упыриха», а также «хамеолен». У каждой модели есть свои особенности поведения. Отличительной чертой «хамелеона» является то, что очень опасно возвращать ей-ему «изначальный облик».
Это мы могли видеть на примере Изабель Аждани в «Смертельной поездке» и Эшли Джадд в «Глазах смотрящего». К слову сказать, «хамелеон» может быть и мужчиной, в качестве примера допустимо привести триллеры «Забирая жизни» и «Никому не известный». В мужских вариантах маниакальность поведения наиболее очевидна.
Впрочем, отправной точкой можно полагать амбивалентную героиню из триллера «Можете не стучать», которую блестяще сыграла ещё не обретшая мировую известность Мэрилин Монро. Впрочем, в последующем все обращали внимание на угрожающую сторону поведения «хамелеона», то есть «двуличие» подавалось как потенциальная опасность.
Именно стараниями Ричарда Раша, на закате своей карьеры снявшего «Цвет ночи», нам предложена мысль о том, что «трансформация» - это не угроза, а наоборот стремление защитить себя. То есть это не «лицемерие», а вынужденная «маскировка».
Весьма показательно, что из трех образов, доставшихся в фильме Джейн Марч (Роуз, Ричи Бони) вы видите только два. Фатальная Бони введена в действие лишь посредством рассказов некоторых действующих лиц. То есть вам отчетливо предлагается отказаться от восприятия «хамелеона» как «роковой красотки», но видеть в нём трагического персонажа.
Что очень важно, раскрыть тайну не сразу удается психотерапевту, который вроде бы должен был быть «знатоком человеческих душ». И есть очень важный символьный момент - персонаж Брюса Уиллиса перестает различать цвета. Вроде бы прямая отсылка к «чёрно-белому миру» из недр нуара.
Но тут важен иной аспект, а именно, невозможность уловить «цветовую трансформацию хамелеона», так как всё происходящее вокруг подается в «тональности». То есть герой как бы способен уловить «объем» (светлее - темнее), но не может постичь цвет эмоций (теплее - холоднее). А потому «цвет ночи», вынесенный в название кинокартины – это ещё метафора некой трагической ограниченности. С одной стороны невозможности быть самой собой, с другой стороны, невозможности увидеть «Истинное Я» своей возлюбленной.