Найти в Дзене
Затерянная кинопленка

После премьеры этот фильм Рязанова был запрещён к показу и 25 лет пролежал на полке: что с ним «не так»?

Эльдар Александрович Рязанов – настоящий любимец советских кинозрителей. Автор многих классических произведений, которые до сих пор с удовольствием пересматривают и смотрят все поколения россиян. Были, конечно, в карьере Рязанова и провалы, в частности, на более позднем этапе его творческой деятельности, но всё же нельзя спорить с фактом того, что этот человек создал множество гениальных бессмертных шедевров.

Правда с советской цензурой у Рязанова складывались не самые лучшие взаимоотношения. Как в последующих интервью, уже после распада СССР, говорил Рязанов: «Раньше были идеологические препятствия, с которыми приходилось считаться, а сейчас финансовые проблемы. Идеального времени для создания кино не было никогда».

Трудно с этим поспорить, на самом то деле. Как бы мы не любили советский кинематограф, всё же «закулисье» было крайне непростым для режиссёров того времени, когда твой фильм могли оставить пылиться на полке из-за «неправильных идей», которые ты вообще не подразумевал. Многим авторам приходилось отстаивать свои творения, дабы те могли увидеть свет.

Примеров бесчисленное множество: «Гараж» от того же Рязанова, «Родня» Никиты Михалкова, Гайдай так вообще славился своим извечным соперничеством с цензорами, прибегая к разнообразным ухищрениям в каждом своём произведении.

В общем, в преддверии предстоящего дня рождения великого мэтра отечественного кино (до 18 ноября уже дожидаться не стал), я вспомнил историю о том, что один его фильм однажды пролежал на студийной полке целых 25 лет. Только краем уха слышал, но вот недавно решил углубиться в это всё чуть подробнее, а заодно и вам рассказать.

Итак, 1961 год, на счету Рязанова уже было два громких хита: «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса». Кредит доверия имелся, а любовь массового зрителя уж подавно. И вот, приступил Эльдар Александрович к созданию очередного творения под названием «Человек ниоткуда».

-2

По сути, это научно-фантастическая комедия о некоем пришельце «Чудаке» с далёкой планеты, а сыграл его Анатолий Папанов. Так вот, этот самый Чудак не поладил со своими соплеменниками, вследствие чего был сослан в нашу Москву. Оказавшись в столице Чудак, его так и зовут в общем-то, оказывается в самых различных комедийных ситуациях.

На первый взгляд, будто ничего такого страшного в этом сюжете нет. Однако фильм имел очень яркую социально-общественную направленность. Рязанов не стеснялся открыто демонстрировать изъяны советского общества. Кстати, на это намекает и рабочее название проекта: «По ту сторону радуги», как бы раскрытие того, какие же грехи в себе скрывает СССР. Тем более, фильм на, можно сказать, почти космическую тематику, а ведь именно в это время Союз развернул космическую программу и впервые запустил человека в космос.

Таким образом, картину ругали по всем фронтам: не подходит под идеи соцреализма, когда советское общество должно было изображаться исключительно с положительной точки зрения, насмешки чуть ли не над самим Гагариным лично, да и вообще демонстрация советских граждан, как людей, настроенных очень скептически к прибывшим иностранцам.

-3

А, и ещё один момент, цензорам также не понравился факт отсутствия какого-либо личностного роста главных героев картины. Чудак каким был, таким и остался, и Поражаева касается то же самое – персонажи никуда не пришли и ничему не научились.

Чиновники назвали фильм безыдейной чепухой и потребовали у Рязанова фактически с нуля переписать сценарий, чего он делать не стал. Один идеолог партии, Михаил Суслов, вообще высказался следующим образом:

«В идейном отношении и в плане художественной ценности этот фильм явно не оттуда. Неизвестно, откуда были взяты средства на создание этого. Может быть, пора перестать субсидировать творческий брак с государственного бюджета?» – с этой позицией были согласны абсолютно все. Картину единогласным решением запретили и не вспоминали о ней более двух десятков лет.
-4

Только в 1988 году, когда в Союзе началась новая «Оттепель» и цензура вообще практически исчезла, фильм «Человек ниоткуда» увидел свет. Вообще, насколько ли это плохой или хороший фильм? Я бы сказал, он весьма средний. Сатира вышла слишком уж толстой и неприкрытой, а комедийная составляющая меня, если честно, не сильно повеселила.

В качестве обратного примера могу привести всё тот же упомянутый выше «Гараж» – гениальный фильм, раскрывающий пороки как общечеловеческие, так и, в частности, отдельных категорий советских граждан.

Действительно остроумная сатира на тогдашний общественный уклад, которая и по сей день смотрится достаточно актуально. Могу ли я сказать то же самое про «Человек ниоткуда»? Да нет, просто неплохая картина, не особо запомнившаяся чем-либо. Поверьте, если бы он и дальше продолжал лежать на полке – наш кинематограф потерял бы немногое. Особой ценности он из себя не представляет, разве что в каком-то историческом смысле, но точно никак не художественном.

Автор: Алексей Королёв

Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца! Если вам понравилось, поддержите меня лайком и подпиской.