Почему немецкий средний танк Pz.Kpfw.IV нечасто становился объектом изучения в других странах
Порой в истории мирового танкостроения получались такие коллизии, когда вместо одного танка получалось два, а то и больше. Причины тому могли быть разными, от нежелания (либо отсутствия возможности) одного завода выпускать такой же танк, до ситуации, когда развитие одного танка приводило к тому, что он по ТТХ оказывался равнозначен другому. Иногда и вовсе получалась комичная ситуация, когда в конкурсе выигрывали оба танка, после чего они запускались в серию, а военным приходилось разбираться, как одновременно обслуживать два типа боевых машин.
Подобные ситуации не являлись редкостью для немецкого танкостроения. Так сложилось, что пути развития среднего танка Großtraktor и легкого танка Leichttraktor, в какой-то момент пересеклись. Легкий танк стал средним, известен он как Pz.Kpfw.III. Что же касается среднего танка, то его развитие привело к созданию машины поддержки, известной как Pz.Kpfw.IV. Самое интересное в том, что больший интерес за рубежом представлял Pz.Kpfw.III. "Четверка", по разным причинам, особого интереса не вызывала. Почему так получилось, попробуем разобраться.
Pz.Kpfw.IV известен как самый массовый танк немецкой армии в годы Второй мировой войны. Больше, чем их, более не выпустили ни одного другого танка. Правда, если немного копнуть глубже, выяснятся крайне любопытные детали. Во-первых, статус самого массового танка немецкой армии "четверка" получила в 1943 году. Во-вторых, произошло это, можно сказать, вопреки. Если бы австрийский завод Nibelungenwerk не раскочегарился до невероятных, по немецким меркам, объемам выпуска, то Pz.Kpfw.IV, то ни про какое лидерство не шло и речи. Остальные заводы прекратили выпускать Pz.Kpfw.IV в первой половине 1944 года.
Самое любопытное, впрочем, заключается в следующем. Первая попытка 6-го отдела Департамента Вооружений прекратить выпуск Pz.Kpfw.IV зафиксирована еще в 1937 году. Потом аналогичные действия можно было наблюдать эдак раз пять. Но каждый раз чего-то случалось. Можно сказать, что Pz.Kpfw.IV очень сильно везло по той или иной причине. С объектом, который должен был заменить "четверку", каждый раз чего-то случалось. А потом Nibelungenwerk не захотел переходить на Pz.Kpfw.Panther, хотя данное указание было дано еще в 1944 году. И даже в 1945 году вряд ли бы удалось это провернуть.
Казалось бы, странная ситуация, особенно с учетом того, что в какой-то момент шасси Pz.Kpfw.III лишилось перспектив. Так получилось, что более мощное орудие на "трешку" уже не вставало, зато на Pz.Kpfw.IV новая система 7,5 cm KwK 40 L/43 вполне вписалась. Казалось бы, самое время оперативно разворачивать производство данного танка, поскольку он имел запас и по усилению броневой защиты, и по усилению вооружения. Но немцы оставили выпуск на трех заводах - Grusonwerk, VOMAG и Nibelungenwerk. Лишь в конце 1942 года ежемесячный объем выпуска данного танка превысил 100 штук, а в марте 1943 года - 200 штук.
Выглядела эта ситуация откровенно ошибочно, по крайней мере, со стороны. Да и не со стороны тоже. Pz.Kpfw.IV Ausf.G был самым опасным немецким средним танком 1942-43 годов, вплоть до появления "Пантеры". Он мог бороться со всеми имевшимися тогда в наличии советскими танками. Танкистов-асов на Pz.Kpfw.III у немцев как-то нет, а вот на Pz.Kpfw.IV вполне имеются. Нам столь затянувшийся процесс увеличения выпуска сыграл на руку. Но если танк такой хороший, то почему же он не был особо интересен даже не немцам, а их противникам?
Помимо очевидной причины (выпускать два средних танка с одинаковыми моторами и схожими ТТХ, тем более в мирное время - это как-то странно), был еще один фактор, действовавший против "четверки". Это ходовая часть танка. Если отмотать историю назад, то выяснится, что изначально B.W. (Kp) планировался в двух вариантах ходовой части - 8-катковой, с листовыми четвертьрессорами, и 6-катковой, с торсионной подвеской. Но торсионы у Krupp не получились, а вот на Z.W.38 торсионная подвеска удалась. Получилась и блокированная подвеска с рессорами на Pz.Kpfw.IV, но на бездорожье она оказалась "дубовой".
Почему, по ходу производства, ходовую часть не модернизировали (хотя работы по этому направлению велись), это уже отдельный вопрос. Важный момент заключается в том, что даже если бы ее заменили на чего-то другое, шасси Pz.Kpfw.IV, на фоне Pz.Kpfw.III, выглядело менее совершенным. Торсионная подвеска с телескопическими амортизаторами спереди и сзади выглядела куда более выигрышно. То, что немецкие инженеры промахнулись с диаметром опорных катков, этой уже другой вопрос. Но "трешка" ехать быстро могла, в том числе по пересеченной местности. А вот "четверке", с ее дубовой подвеской и маленькими каточками, такое было не под силу.
Собственно говоря, в этом-то и скрывается главная причина, почему немецкие военные старались от Pz.Kpfw.IV и машин на его базе, избавиться. Ходовая часть не обеспечивала высоких скоростей движения (выше 40 км/ч), а плавность хода была не выдающейся. И вот тут с ними оказались солидарны их зарубежные коллеги. Если вы посмотрите на то, как изучались немецкие танки, а также САУ, то заметите одну закономерность. Pz.Kpfw.III изучали все, во многих учениках и прочей литературе подвеска данного танка присутствует. А вот Pz.Kpfw.IV "щупали" редко, ограничиваясь техническими описаниями.
Одним из показательных примеров тому была ситуация с испытаниями трофейной техники на НИБТ Полигоне. Pz.Kpfw.IV здесь впервые появился в 1941 году, но тогда там появился поврежденный танк. А в 1942 году прямо указали, что испытывать Т-IV смысла они не видят, ибо это почти такой же танк, как Т-III. Даже при наличии целых Pz.Kpfw.IV их не использовали в совместных испытаниях с теми же Т-34. А всё потому, что "трешка" имела схожую (а порой и более высокую) подвижность, посему могла служить ориентиром. А танк с максималкой 40 км/ч и дубовой подвеской - не особо.
Не менее показательно то, что трофейные немецкие танки не рассматривались как база для переделок вроде СУ-76И. Точнее, минимум раз-два проскочили такие идеи, но скорее в фоновом режиме. Данное шасси оказалось попросту неинтересным, в отличие от Pz.Kpfw.III и StuG. В чистом виде трофейные "четверки" использовали, но каких-то высоких оценок она не удостаивалась. Главной причиной, почему данные танки в ряде стран задержались, было сочетание мощной пушки и не самой плохой броневой защиты. А так их старались заменить на что-то более адекватное.
Был ли Pz.Kpfw.IV плохим танком? Безусловно, нет. Это была "рабочая лошадка" немецкой армии, неслучайно в 1939-40 годах именно Pz.Kpfw.IV в войсках считали едва ли не лучшим танком. Да и в 1943 году это была довольно грозная боевая машина. Другой вопрос, что именно как передовой носитель технологий этот танк был попросту неинтересен. У него не было почти ничего, что могло заинтересовать. По приборам наблюдения, а также ряду других элементов, он ничем не отличался от Pz.Kpfw.III. Уступая тому в подвижности. Естественно, тратить на этот танк время мало кто хотел. Потому и полноценные испытания он проходил крайне редко. Банально не имелось необходимости.
Список источников:
ЦАМО РФ
US NARA
Архив автора
Другие статьи-культпросвет на немецкую бронетанковую тему:
Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось
История Pz.Kpfw.II, самого массового немецкого танка на начало Второй мировой войны
История Pz.Kpfw.III, самого массового немецкого танка первой половины Второй мировой войны
История Pz.Kpfw.IV, ставшего самым массовым и долгоиграющим немецким танком
Беспристрастный взгляд на немецкий средний танк Pz.Kpfw.Panther
Взгляд без прикрас на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, самый известный немецкий танк военного периода
Из истории немецких танковых башен и о том, почему у них была весьма консервативная конструкция
Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века
Ситуация с немецким бронетанковым моторостроением в 1925-41 гг
Ситуация с немецкими танковыми двигателями в 1941-45 годах
Популярно о ситуации с дизельными машинами в немецкой армии
Поучительная история о том, как немецкая армия заказывала легкие танки-разведчики