Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

Почему именно евреи признаны Библией/стали избранным народом

Оглавление

Давно устоялось мнение: евреи – избранный Творцом народ, своего рода духовно привилегированная нация, отмеченная из числа всех людей.

Так ли это? И почему именно к израильскому народу сформировалось подобное отношение?

Есть несколько теорий, отвечающих на данные вопросы.

Снимок с equatorial
Снимок с equatorial

Теория № 1

Одни исследователи считают, что народ еврейский стал избранным Создателем за его особые заслуги. Именно в этой среде появлялись в разное время пророки, передававшие людям слова Творца, распространявшие и укреплявшие истинную веру.

Теория № 2

Другие четко разграничивают периоды богоизбранности: таковым этот народ был исключительно на этапе выполнения им особой духовной миссии – евреи намечались Создателем как «великий народ, хранитель истинной веры», «царство священником и народ святый», который «будет возвещать славу Мою» (Быт. 12:1–3; Исх. 19:5-6; Ис. 43:21).

Однако избранным этот народ не был:

  • до заключения Завета Творца с Авраамом. Как говорит Писание, израильский народ вообще мог быть уничтожен за накопившиеся у него великие грехи, но его пощадили за обетование Божие (Мал. 3:6);
  • после рождения Христа. Так, отмечают смену направления мессианства Новым Заветом – теперь избранными стали принадлежащие не к какой-либо национальности/нации/народу, а к христианству, «народу, приносящему плоды его», посему «нет уже ни Иудея, ни язычника». Основание думать так дают сочинения Нового Завета (Мф. 21:43; Гал. 3:28; Кол. 3:11).

Теория № 3

Третьи исследователи, например диакон Андрей Кураев, указывают, что Израиль – не избранный Богом, а созданный Им народ, ибо, как сказано в Библии, «этот народ Я образовал для Себя» (Ис. 43:21).

По этой теории, у евреев не было какой-либо истории до вступления в Завет с Создателем, как и заслуг (ни особых, ни вообще каких бы то ни было) перед Ним. Творец Сам заключил Завет с Авраамом, у которого до того не имелось потомства, и сам он был солидного возраста, чтоб в дальнейшем им обзавестись.

Но именно после заключения Завета у Авраама появились дети. Так начался великий род.

Соответственно, существование евреев с самого начала было великим даром. Если бы не этот дар – израильского народа после Авраама не существовало бы в принципе.

С этой позиции еще более трогательной, но и более понятной становится история с принесением Авраамом в жертву единственного сына – Исаака. Отец понимал, что после такой жертвы не станет истории как персональной (его собственного сына), так и общей (закончится, только-только начавшись, род израильский).

Изображение взято на  znanierussia
Изображение взято на znanierussia

Таким образом, евреи изначально были созданы Творцом как народ, собственным появлением обязанный Завету с Ним и выполняющий в ответ на свое появление важную миссию – распространять истинную веру повсеместно, уничтожая остатки язычества.

Безусловно, сам Авраам, ставший родоначальником, был достоен этого.

Теория № 4

Другие исследователи считают, что ключевой причиной избранности израильского народа как мессианского было то, что именно в его среде должна была появиться Женщина, призванная родить Спасителя мира.

Так, Творец поведал об этом, заключая Завет с Авраамом (Быт. 12:2-3).

Богоматерь могла появиться только в народе, достойном того. Для рождения Такой Женщины мало было жизненного опыта лишь Ее родителей – нужен был многовековой, исторический опыт многих и многих поколений. И каждое из колен должно было быть чистым и безупречным.

Поэтому в роду, где в свое время появился на Земле Иисус, евангелисты перечисляют много самых достойных: Адама, Сифа, Еноса… Ноя, Сима… Авраама, Исаака, Иакова… Давида… (Лк. 3:23–38). Иосиф, ставший земным оберегателем Девы Марии, в этом ряду шел 76-м.

Теория № 5

Есть также версия, по которой израильский народ был избран для того, чтобы показать, что даже в некотором смысле самый духовно-элитный народ может оказаться неверным.

Считающие так опираются и на Ветхий Завет (книги пророков Исайи, Иеремии), и на Новый Завет (в частности, на Апокалипсис: «Говорят о себе, что они Иудеи, но они не таковы» (Откр. 2:9)).

____________

Как видим, большинство подходов говорят в широком смысле, порой даже условно. Судя по ним, «избранный» не значит «лучший», но подразумевает «должный нести важную миссию».

Снимок с yediot.co.il
Снимок с yediot.co.il

Уважаемые читатели, а как думаете вы: существуют ли избранные народы, и если да, то какие и почему?

И читайте, когда будет Второе пришествие Христа (4 версии), плюс что евреи не делают по субботам (не стирают, не ездят на лифтах и др.) и почему Oдeccy считают городом евреев, хотя их там всего 1% населения.

#вера #религия #история #христианство #православие #философия