Найти в Дзене
Мир Зари

"Обитаемый остров" А. и Б. Стругацких, или О собаках и медведях

Взято с сайта https://www.nationalgeographic.com/
Взято с сайта https://www.nationalgeographic.com/

Что же, надо двигаться дальше. С одной стороны, хочется подойти к очень интересному персонажу книги… Так стоп, тут мы заметили, что некоторые люди не читали прошлых статей, так что вот ссылка на подборку статей по братьям Стругацким, а вот на прошлую статью. И прежде, чем начать, хотим привести цитату Михаила Шпатова, нашего подписчика, который очень точно охарактеризовал эту серию статей по книгам АБС:

«Это такая очень интересная игра – представлять, что это документальное произведение. И, исходя из этого, искать логику в событиях и поведении персонажей…»

В общем, мы очень хотим дойти до Колдуна, но на пути к нему столько интересного! Так что давайте по порядку.

«"Собаки", перекликавшиеся всю ночь, угомонились, ушли, наверное, в подземелье и хихикают там, потирая лапы, вспоминая, как напугали вчера двуногих… Этими "собаками" надо будет потом основательно заняться, но сейчас придется оставить их в тылу. Интересно, воспринимают они излучение или нет?»

Интересно, и правда, почему это интересно Максиму? Он хочет устроить свержение Неизвестных отцов нашествием странных «собак»?

«Странные существа… Ночью, пока он копался в двигателе, двое все время торчали за кустами, тихонько наблюдая за ним, а потом пришел третий и забрался на дерево, чтобы лучше видеть».

Если бы у бабушки были… Вы поняли, о чем мы? Либо это собака, либо она лазает по деревьям. Для лазания по деревьям нужна другая анатомия, и их нельзя спутать. Если вспомнить начало книги, то станет понятно – Максим вряд ли спутает медведя и собаку, с его-то привычками. То есть вот это вот – «собака», – это скорее всего уже сложившееся представление. Максим где-то о них слышал или читал. Но тогда получается, что кто-то из землян уже как минимум один раз встречался с голованами. Но и это не самое главное! Главное, что Максим от этого «кого-то» о них слышал. От кого?

«Максим, высунувшись из люка, помахал ему рукой, а потом, озорства ради, воспроизвел как мог то четырехсложное слово, которое вчера скандировал хор».

Четырехсложное слово? Да в этой цитате два четырехсложных и одно пятисложное слово. Многосложные слова, как и вообще слова, а не звуки, однозначно говорят о наличии разума.

«Тот, что был на дереве, страшно рассердился, засверкал глазами, надул шерсть по всему телу и принялся выкрикивать какие-то гортанные оскорбления».

Вот и подтверждение: у Максима ночное зрение, не инфракрасное, а именно ночное. Так что фонарь в темноте для него, мягко говоря, означает сильную засветку. Но откуда тогда это «не знаю, мягкое», когда Максим первый раз в темноте обнаружил присутствие голована?

Ладно, оставим пока Максима. То, что он не наивный дурачок, которым хочет выглядет, уже понятно, и достаточно давно. Давайте же к подполью!

«– Может быть, это Фанк? – негромко спросил Вепрь.
– Фанк? Среднего роста, квадратное лицо, кожа шелушится?..
– Какое там, – сказал Зеф. – Здоровенная жердь, весь в прыщах, дурак дураком – Гвардия.
– Это не Фанк, – сказал Максим.
– Может быть, по приказу Фанка? – спросил Вепрь.
Максим пожал плечами и отправил в рот последнюю корку.
– Не знаю, – сказал он. – Раньше я думал, что Фанк имеет какое-то отношение к подполью, а теперь не знаю, что и думать…»

Э-э… А что дало основание думать, что Фанк имеет отношение к подполью? То, что он выродок? Так, простите, но Максим знает, что и Государственный прокурор – тоже выродок. Да и легальных выродков он видел. Он Фанка встречал один раз. Нет у Максима никаких оснований так считать, но, тем не менее, он так считал. Почему?

«– Тогда вам, пожалуй, действительно лучше уехать, – проговорил Вепрь. – Хотя, честно говоря, я не знаю, что хуже – мутанты или этот гвардейский чин…
– Да ладно, пусть едет, – сказал Зеф…»

Вот в этом моменте мнения авторов канала слегка разошлись. Одному кажется, что тут Зеф утверждает разрешение Вепря. И сразу возникает вопрос: а с чего вдруг-то? По мнению другого автора, в этом случае Зеф просто, что называется, махнул рукой: мол, не уговорить, ну и ладно... В любом случае, мы плавно подходим к самому главному моменту.

«– Ракету сбрось, – посоветовал Зеф. – А то взорвешься с нею… И вот что. Впереди у тебя будут две заставы. Ты их проскочишь легко, только не останавливайся. Они повернуты на юг. А вот дальше будет хуже. Радиация ужасная, жрать нечего, мутанты, а еще дальше – пески, безводье.»

А что, вслед вмазать из аналога РПГ у людей на заставе мозгов не хватит? А если подбить не получится, то передать на следующую заставу? Логика подсказывает, что такой прорыв на одном танке невозможен. Тогда для кого это сказано и почему? Если включить эту самую логику, то Максим едет на верную смерть: если на первой заставе ему не всадят выстрел из РПГ в корму, то на второй точно встретят как положено. Или у них связи нет между заставами? Тогда, получается что? Непонятно…

«– Спасибо, — сказал Максим. – До свидания.
Он вспрыгнул на гусеницу, отвалил люк и залез в жаркую полутьму. Он уже положил руки на рычаги, когда вспомнил, что остался еще один вопрос. Он высунулся.»
Собственно, вот этот момент нам объясняет, что данный танк не просто робот, это нормальный танк с возможностью автономной работы без экипажа.
«– Слушайте, – сказал он. – А почему истинное назначение башен скрывают от рядовых подпольщиков?
Зеф сморщился и плюнул, а Вепрь грустно ответил:
– Потому что большинство в штабе надеется когда-нибудь захватить власть и использовать башни по-старому, но для других целей.
– Для каких – других? – мрачно спросил Максим.
– Для воспитания масс в духе добра и взаимной любви, – сказал Вепрь.
Несколько секунд они смотрели друг другу в глаза. Зеф, отвернувшись, старательно заклеивал языком цигарку. Потом Максим сказал: "Желаю вам выжить" и вернулся к рычагам. Танк загремел, залязгал, хрустнул гусеницами и покатился вперед».

На самом деле эта сцена – шедевр, и без всякого сарказма. Мы много раз говорили, и опять повторим: АБС – гении. В трёх строчках и самыми простыми словами передать столько эмоций, создать драматический момент – это надо суметь. И кого как, а нас тут удивляет реакция Максима. По идее, он должен начать возмущаться, удивляться – то есть демонстрировать те открытые эмоциональные реакции, которые мы видели у него раньше. А тут – спокойное понимание, даже чем-то циничное. Похоже, Максим вовсе не удивлён тем, что услышал. Словно просто получил подтверждение каким-то своим мыслям и предположениям.

Но оставим пока странную реакцию Максима. У нас настал «момент истины» в отношении подполья. При таком раскладе выродки не избавятся от боли. Они также будут страдать при каждом лучевом ударе, и население всё также будет ходить оболваненное. Шило на мыло, в общем. То есть называть «Сопротивление» революционерами – никак нельзя. Это обычные заговорщики, которые хотят дорваться до власти. А вот это: «Для воспитания масс в духе добра и взаимной любви» – это в пользу бедных, и тот же Вепрь, судя по всему, прекрасно это понимает.

Собственно, революция в Стране Неизвестных отцов невозможна. Нет там той самой революционной ситуации. На протяжении пары десятилетий людям вдалбливали в мозг, что такое хорошо, и что такое плохо. И что, неужели кто-то думает, что стоит дать иную рекламу, как все изменят даже не мнение, а убеждения? Многие приведут в пример нашу страну, но, простите, у нас процесс занял много лет, и то потом была кровопролитная гражданская война. И не поэтому ли некоторые хотят сохранить систему ПБЗ и скрывают правду о целях подполья? Но это значит, что эти «некоторые» знают, что такое исторический процесс, имеют соответствующие представления и накопленный опыт. Местные? Даже не смешно, если честно.

Мы по-прежнему считаем, что система ПБЗ, как и само излучение, имеет неземное и точно не саракшанское происхождение,, но вот в том, что в штабе подполья не сидит какой-нибудь Антон или Пашка – совсем не уверены. Кто-то из ИЭИ там точно потоптался.

А давайте включим логику и воображение!

Некто открывает Саракш и выполняет все положенные процедуры. То есть делает то, чего не сделал Максим. Проводит замеры, измерения, вешает спутник наблюдатель и отбывает восвояси. КОМКОН собирает комиссию, проводит доразведку, собирает информацию – да тот же язык выучить! – и направляет разведчиков ИЭИ. Учтёт ИЭИ ошибки прошлого? По идее – да. То есть теперь разведчик будет не только рядом с правительством, но и среди Сопротивления. Будут разведчики и в Хонти, и в Пандее. Да вообще во всех странах, куда есть возможность внедриться. Они, разведчики, рано или поздно соберут материал и отправят на Землю, и тогда глава КОМКОН-2, прочитав заключения аналитиков, узнает об анахронизмах. То есть на Саракше уже есть представители ИЭИ. И у нас даже имеется подходящая кандидатура на роль одного из разведчиков. Бегемот или Рыба. А среди Сопротивления…

А теперь смотрите, мог ли Максим полететь на Саракш? В теории, да. Мог ли он сесть на планету так, чтобы его не перехватили на подлёте к ней? Ну… При крайне неудачном (или удачном?) стечении обстоятельств мог, наверное. А вот смогли бы местные ракеты попасть в него – это бо-о-о-льшой вопрос. И главное, как удачно попали, только вмятины оставили. Зато вынудили идти на посадку. Вообще с этим попаданием все очень странно. Не сработала система защиты корабля, не сработала система уклонения, он их даже не обнаружил. Сам корабль пострадал, но не настолько, чтобы жизни Максима что-либо угрожало. А была ли вообще атака? Если мы придерживаемся текста как документа, то – была. Вопрос только, на кого рассчитанная? На Максима – или на случайных наблюдателей, которые смотрят со стороны? Вопрос, вопрос…

Не знаем, как вы, а мы считаем, что:

1. На Саракше есть представители КОМКОНа в лице разведчиков ИЭИ.

2. Зеф – один из них или их доверенный агент.

3. «Случайное» появление Максима – инсценировка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДЕТ. Надеемся, в следующей статье, наконец, дойдём до Колдуна.

P.S. Макет книги «Большая игра» утвержден и передан для публикации. Примерные сроки публикации: одна-две недели.

P.S.S. Рассказ с рабочим названием «Пал Палыч» отдан на вычитку и в ближайшее время будет выложен в свободном доступе.