Найти тему
Вечерняя Казань

Почти детективная история: в Казани разыскивают львов Карла Мюфке

Коренных казанцев просят помочь в поиске исторических львов. Есть вероятность, что в детстве вы фотографировались на их фоне в зооботсаду. Найдем фотки – восстановим львов в легендарной Казанской художественной школе.

Автор фото: архив Светланы Брайловской
Автор фото: архив Светланы Брайловской

Суть дела: в Казани разыскивают львов, которые могли охранять вход в старейшую художественную школу, ныне известную как Казанское художественное училище им. Николая Фешина, спроектированное знаменитым архитектором того времени Карлом Мюфке.

Зачем этих львов ищут и каковы шансы увидеть их изображение? Подробности из первых рук редактор отдела культуры «Вечерней Казани» получила в беседе с инициатором акции Светланой Брайловской, известной своими сенсационными исследованиями биографии жены Сальвадора Дали Галины Дьяконовой и истории Дома Ушковой.

- До поры до времени про этих львов в КХШ ходили только слухи, к ним относились как городской легенде. Пока в архиве Государственного музея изобразительных искусств Татарстана не нашлись доказательства существования скульптур: это эскиз здания школы руки Карла Мюфке с рисунком льва! Эта находка сильно вдохновила, ведь она может многое изменить в нашей истории, - сообщила «ВК» Светлана Брайловская. - Уникальное здание Казанской художественной школы было построено в 1903 году. Здесь учились будущие знаменитости – и Николай Фешин, и Александр Родченко, и Баки Урманче. Баки Идрисович впервые попал в школу в 1913 году, а позже обучался здесь же в художественных мастерских в 1919-1920 годы. В книге воспоминаний он пишет, что, открывая тяжелые дубовые двери, увидел удивительных львов, они встречали его в главном холле здания на первом этаже. Кстати, мы и сейчас там видим два постамента, словно специально созданных для львов.

Автор фото: архив Светланы Брайловской
Автор фото: архив Светланы Брайловской

И хотя некоторые скептики успели заявить, что никаких львов в КХШ отродясь не было, как не верить свидетельству такой весомой фигуры как Баки Урманче? Другое дело, что ни в одном архивном документе не указано о создании каменных (а скорее всего – гипсовых) хищников.

- Еще какие у вас аргументы в пользу львов?

- В архиве государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан обнаружен эскиз Мюфке со львом. Эскиз выставлялся на выставке, посвященной юбилею школы, но прошел незамеченным.

- Есть понимание, почему на постаментах были именно львы?

- Все логично: Казанская художественная школа - это детище Императорской академии художеств Санкт-Петербурга, а в Северной столице каменные и бронзовые львы издавна были в почете. Так что казанские хищники - некий привет Северной столице.

Автор фото: архив Светланы Брайловской
Автор фото: архив Светланы Брайловской

- Куда же львы, о которых никто из современников сейчас и не помнит, могли исчезнуть?

- Существует предположение, что когда в здании школы расположился военный госпиталь (он действовал здесь с 24 июня 1941 по 13 июня 1945 года), львы могли переехать в казанский зооботсад, а потом «следы» скульптур затерялись. Директор КХУ Ольга Гильмутдинова рассказала, что приходил в училище очень пожилой человек, который упомянул, что в свое время львы переехали в Казанский зооботсад. Увы, за давностью лет связаться с тем свидетелем невозможно. Но когда я опубликовала пост в соцсети о начале поиска львов, то откликнулась жительница Казани, которая запомнила, что в 1980 году отец фотографировал ее на фоне скульптуры льва в зоопарке. Снимки не получились, но девочка была так напугана скульптурными львами, что навсегда запомнила тот день.

Словом, чтобы вернуть хищников на свое историческое место, надо как минимум найти фотографии, по которым впоследствии можно создать реплики львов. Если они действительно обитали некоторое время в казанском зооботсаде, то у коренных жителей города могли сохраниться снимки, ведь детей могли фотографировать со львами. Поэтому мы и обращаемся за помощью к коренным жителям города: ваши семейные альбомы могут хранить немало тайн! Фотографии можно присылать на электронную почту sbrail@yandex.ru.

Автор фото: архив Светланы Брайловской
Автор фото: архив Светланы Брайловской

- Расчет верный! Действительно, казанцы часто публикуют в соцсетях свои «древние» детские фотографии, например, со знаменитыми лягушками у фонтана в парке культуры и отдыха имени Горького. В зооботсаду, помнится, все с удовольствием позировали на фоне слоника. Если основательно порыться в архивах бабушек и дедушек, может, и львы разыщутся.

- Именно! Лет семьдесят назад вся ребятня и взрослые с радостью снималась на фоне разнообразных скульптур животных в казанских парках. Есть кадры со скульптурой пантеры в парке Черное озеро, к примеру. Нам уже прислали редкий снимок с фигурами медведей в парке Горького. Люди откликнулись, начало положено! Вот почему мы так рассчитываем на содействие горожан. Каждый казанец может стать сейчас детективом-расследователем!

- Если львы Мюфке были сделаны из гипса, то вряд ли сохранились, ведь скульптуры из этого материала «живут» полвека или немногим дольше.

- Главное, найти фотографии, по которым сможем восстановить образ львов Мюфке. Была версия версии, что эти львы сейчас стоят во внутреннем дворе особняка Сандецкого, принадлежащем музею изобразительных искусств республики. Однако в результате расследования достоверно установлено, что эти скульптуры сюда попали из дома Льва Никифировича Урванцева, находившемся на современной улице Бехтерева (не путать с главной усадьбой Урванцева на улице Карла Маркса, 11 – прим. «ВК»). Через писателя Алексея Клочкова я выяснила, что происхождением львов интересовался в свое время легендарный краевед Георгий Фролов. Он общался с жильцами дома, и одна старенькая жиличка поведала, что львы были тут до революции 1917 года. К тому же сохранился снимок 1960-х историка Нияза Халита, на котором видим львов на постаменте. Я о том, что это не «наши львы», хотя представляют для казанцев большую культурную ценность.

Но я верю, что львов Мюфке мы с помощью горожан обязательно найдем!

Автор фото: архив Светланы Брайловской
Автор фото: архив Светланы Брайловской

- Почему вы вообще этих львов стали искать?

- Началось с моего сотрудничества с КХШ имени Фешина, где я провожу авторские экскурсии по зданию. Вообще, меня привел туда Карл Мюфке, ведь все началось с моего исследования его первого казанского проекта – Дома Ушковой. Последнее его творение в городе – Казанская художественная школа. Такие истории обычно сильно затягивают, одно тянет за другим.

Резюмируя. Пока власти ведут бесконечные разговоры про поиск мифической казанской идентичности, с подачи Светланы Брайловской на наших глазах развивается очень хорошая, очень теплая история, адресованная к памяти людей. И тут все просто: давайте не забудем свой любимый старый город.

Автор материала: Ольга Юхновская