Найти тему
Есть мнение

Был ли феминизм в СССР? И о том, как из советской женщины делали "универсального солдата" в юбке

Оглавление

Есть мнение, что феминизм в нашей стране не нужен, так как самый что ни на есть настоящий феминизм победил ещё во времена наших прабабушек. А тот феминизм, что нам продают на западе, на самом деле подделка. Ещё Советский Союз одним из первых стран в мире провозгласил равенство прав женщин и мужчин во всех сферах жизни. Что, безусловно, сыграло важную роль в улучшении социально-экономического статуса женщин.

Отчасти это верно - эмансипированность советских женщин была образцом для западных феминисток. В России всегда с гордостью перечисляют советских женщин-руководителей, женщин-деятелей культуры, женщин-политиков. Правда, "феминизм" в СССР служил больше на благо социализма, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы. В его основе лежала марксистская концепция преодоления дискриминации женщин как частного случая классовой, а не гендерной эксплуатации. Это было направление, основанное на работах философов Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Августа Бебеля. Самыми известными представительницами "марксистского феминизма" были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Надежда Крупская, Александра Коллонтай. При этом все они не считали себя феминистками: в их понимании феминизм был буржуазным течением. Если буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения, то марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме. Как только пролетариат победит, рабочие и крестьянские женщины автоматически получат свободу.

Советская власть делала большую ставку на женщин, считая, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Когда произошла революция, правительство СССР приняло самое прогрессивное в мире законодательство, касающееся равенства полов. Советская власть содействовала равенству женщин с мужчинами во многих областях: в управлении, труде, образовании и т.п. Женщины в СССР стали работать наравне с мужчинами, осваивали профессии, недоступные в те времена буржуазным дамочкам. Власть советов способствовала обретению женщиной гражданских и простых человеческих свобод, вроде права развестись.

Так выглядела "радикальная феминистка" из рабочей или крестьянской среды в двадцатые годы: обрезанные волосы, красная косынка, повязанная на затылке, словно у пиратов, кожаная куртка, юбка до колена и сапоги или ботинки. Отказ от кос демонстрировал протест против семейного насилия. Укороченная до колен юбка была заявлением о праве на свободное движение и праве на собственное тело. Кожаная куртки, уже агрессивная по культурному посылу,  способствовала устранению сексуальной значимости её носительницы.
Так выглядела "радикальная феминистка" из рабочей или крестьянской среды в двадцатые годы: обрезанные волосы, красная косынка, повязанная на затылке, словно у пиратов, кожаная куртка, юбка до колена и сапоги или ботинки. Отказ от кос демонстрировал протест против семейного насилия. Укороченная до колен юбка была заявлением о праве на свободное движение и праве на собственное тело. Кожаная куртки, уже агрессивная по культурному посылу, способствовала устранению сексуальной значимости её носительницы.

-3

Советская власть старалась создать образ "новой женщины" - полноценной участницы социалистического строительства. А чтобы научить женщин новому укладу жизни при советском правительстве создали особый Женотдел. По всей новой стране рассылались специальные комиссары, курировавшие "женский вопрос". Они должны были нести свободу женщинам востока, запада, севера и юга. На повестку дня выносили борьбу с неграмотностью, половое просвещение. Но особенно ранняя советская власть прославилась борьбой с "кухонным рабством". В крупных городах начали вывешивать плакаты "Долой кухонное рабство!", которые изображали женщин, разрывающихся между кастрюлями, глажкой, уборкой, приготовлением пищи для семьи и работой. Агитационные плакаты призывами к эмансипации и трудовой активности. Плакаты для крестьянок призывали уйти из мира безграмотности и семейного насилия в мир советской женщины. Плакаты для фабричных работниц призывали реорганизовать свой быт, отдав детей в садики и скинув готовку на столовые. Чтобы избавить женщину от неоплачиваемого домашнего труда получило распространение строительство фабрик-кухонь.

Такие предприятия представляли собой большие здания с общественной столовой на несколько сотен человек, магазинами, библиотеками, спортзалами и почтой. Практически аналог современного торгового центра с массой развлечений и едой, только работающий на нужды советского гражданина.
Такие предприятия представляли собой большие здания с общественной столовой на несколько сотен человек, магазинами, библиотеками, спортзалами и почтой. Практически аналог современного торгового центра с массой развлечений и едой, только работающий на нужды советского гражданина.

Впрочем, эксперимент с грандиозными фабриками-кухнями провалился. Их строили слишком мало. Женщины по-прежнему продолжали готовить в тесных кухнях на коптящем примусе. Большинство людей считало, что каждый день нужно есть дома, а общепит подходит лишь для праздников. Да и трудно было сломать устоявшиеся взгляды о роли женщин, поскольку на протяжении веков складывался образ женщины как "хранительницы очага", тесно связанный с выполнением домашних обязанностей и воспитанием детей.

И советское правительство не забывало о главной миссии всех женщин. Особенно когда перед государством остро вставал вопрос повышения рождаемости. Начав строить карьеру, женщины переставали рожать, ставя во главу угла собственные интересы, а не интересы государства. И государству это не нравилось. Политика государства подспудно базировалась на традиционных представлениях, считая, что биологические половые различия между женщинами и мужчинами детерминируют различия их социальных ролей. Именно на этих установках советское государство формировало и поддерживало нормативные гендерные модели. Женщинам отводилась роль работающей женщины, с акцентом на материнстве. Деторождение было не просто физиологическое отличие женщины от мужчины, но и ее, так сказать, социальной обязанностью. Проще говоря, хочешь покорять космос, покоряй, никто не против, но при этом не забывай, пожалуйста, оставаться женщиной.

-5


Поскольку труд в Советском Союзе был обязателен (за тунеядство сажали), право работать превратилось для женщин в трудовую обязанность. А так как домашние обязанности и уход за детьми по-прежнему был на женщинах, их положение только ухудшилось. В результате советская женщина, с одной стороны, имела право и даже должна работать тем, кем она хочет, наравне с мужчиной, участвовать в строительстве социалистического общества, а с другой - оставалась и не равной ему, и не свободной. С одной стороны, она не чувствовала себя угнетенной, а с другой - уставала под гнетом двойной нагрузки.

-6


В советский период сформировался образ "суперженщины", которая легко выполняет широкий спектр ролей (жена, мать, домохозяйка, воспитательница, работница, активистка, и просто красавица). Советские женщины стремились быть многозадачными: помимо работы, они убирали дом, готовили еду, ухаживали за огородом, растили детей. Все эти качества советских женщин и по сей день считаются идеалом для многих мужчин.

Только вот феминисток такое положение дел не устраивало. В 1979 году несколько женщин осмелились развеять образ советской женщины, подняв темы, о которых молчала советская пресса. Так появились первые советские фем-самиздаты: альманах "Женщина и Россия", журнал "Мария". В них авторы открыто говорили о проблемах, с которыми сталкивалась советская женщина. Они писали о необходимости совмещать труд на производстве с работой по дому, ужасных условиях в советских роддомах и абортариях, о тяжёлом положении женщин-заключённых, о положении женщин в среднеазиатских республиках, о роли женщин в профсоюзном движении, об унижении в семье, о нищете, неравенстве, несправедливости, пороках советского общества и государства, поисках бога и места женщины в этом мире. Основной причиной проблем советских женщин ленинградские феминистки считали коммунистический режим.

Редакция альманаха "Женщины и Россия" состояла из ярких представительниц неофициальной культуры Ленинграда - поэтессы и художницы Татьяны Мамоновой, религиозного философа Татьяны Горичевой, писательницы Наталии Малаховской, писательницы с христианским мировоззрением Юлии Вознесенской. Диссидентки писали о тяжёлом положении советских женщин. Альманах стал широко известен на Западе, переведён на французский, а позже и на другие языки.  Власти сочли содержание альманаха антисоветским. Сразу после выхода "Женщины и России" её авторов начали преследовать как политических активисток.
В самиздатском журнале "Мария" печатались статьи религиозного и общественно-политического характера, проза и поэзия. Журнал был назван именем Той, от которой пришло спасение миру, именем земной и небесной заступницы России.

Стоит отметить то, что среди женщин были те, которые считали себя настоящими феминистками. Мамонова считала себя таковой. Она была хорошо знакома с западным движением за права женщин и иностранной феминистской литературой. Мамонова придерживалась течения либерального феминизма и говорила, что равноправное партнёрство женщины и мужчины "есть решение большинства проблем социума". Она говорила о проблеме "токсичной маскулинности", отмечая, что "женский вопрос" тесно связан с "мужским вопросом", так как "патриархат создаёт миф о мужественности, которому невозможно следовать".
В отличие от Татьяны Мамоновой, Горичева считала, что в проблемах советских женщин виноваты не патриархальные предрассудки, а "безбожный" политический режим. Она называла советское общество "обществом гермафродитов", которое произвело на свет "бесполого гомункулуса". По её мнению, только вера была способна освободить женщину и вернуть ей уничтоженное идеологией женское начало. Вознесенская была очень религиозна, и её взгляды во многом совпадали со взглядами Татьяны Горичевой. Юлия Вознесенская - соредактор диссидентских изданий "Лепта", "Мера времени", "Часы" и других. Отсидев за "антисоветсткую пропаганду", она  присоединилась к коллективу авторов альманаха, для которого написала статью о жизни в советской женской тюрьме.
Редакция альманаха "Женщины и Россия" состояла из ярких представительниц неофициальной культуры Ленинграда - поэтессы и художницы Татьяны Мамоновой, религиозного философа Татьяны Горичевой, писательницы Наталии Малаховской, писательницы с христианским мировоззрением Юлии Вознесенской. Диссидентки писали о тяжёлом положении советских женщин. Альманах стал широко известен на Западе, переведён на французский, а позже и на другие языки. Власти сочли содержание альманаха антисоветским. Сразу после выхода "Женщины и России" её авторов начали преследовать как политических активисток. В самиздатском журнале "Мария" печатались статьи религиозного и общественно-политического характера, проза и поэзия. Журнал был назван именем Той, от которой пришло спасение миру, именем земной и небесной заступницы России. Стоит отметить то, что среди женщин были те, которые считали себя настоящими феминистками. Мамонова считала себя таковой. Она была хорошо знакома с западным движением за права женщин и иностранной феминистской литературой. Мамонова придерживалась течения либерального феминизма и говорила, что равноправное партнёрство женщины и мужчины "есть решение большинства проблем социума". Она говорила о проблеме "токсичной маскулинности", отмечая, что "женский вопрос" тесно связан с "мужским вопросом", так как "патриархат создаёт миф о мужественности, которому невозможно следовать". В отличие от Татьяны Мамоновой, Горичева считала, что в проблемах советских женщин виноваты не патриархальные предрассудки, а "безбожный" политический режим. Она называла советское общество "обществом гермафродитов", которое произвело на свет "бесполого гомункулуса". По её мнению, только вера была способна освободить женщину и вернуть ей уничтоженное идеологией женское начало. Вознесенская была очень религиозна, и её взгляды во многом совпадали со взглядами Татьяны Горичевой. Юлия Вознесенская - соредактор диссидентских изданий "Лепта", "Мера времени", "Часы" и других. Отсидев за "антисоветсткую пропаганду", она присоединилась к коллективу авторов альманаха, для которого написала статью о жизни в советской женской тюрьме.

А что оставалось делать советскому государству?

Оно как могло старалось создавать все необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства и трудовой деятельности. Дабы помочь женщине совмещать работу и заботу о детях, государство открывало всевозможные вспомогательные учреждения: прачечные, молочные кухни, ясли, детские сады. Надо понимать, что сделать выбор в пользу одного или другого было невозможно: работающая женщина - удар по демографии, неработающая - по экономике. И тут невольно встает вопрос: а почему нельзя было пропагандировать идею о том, чтобы разделить "женские" обязанности по дому пополам? Если женщины и мужчины практически на равных занимаются производственной деятельностью и строят карьеры, то почему бы им, также, на равных, не взять на себя бытовые заботы и воспитание детей?

Автор: Ольга

Ольга | Есть мнение | Дзен