Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Как зарабатывала сверхдержава: правда о внешней торговле СССР

Советский Союз, вторая экономика мира по объему ВВП, представлял собой удивительный парадокс. С одной стороны, страна гордилась впечатляющими показателями производства, с другой - граждане сталкивались с постоянным дефицитом товаров первой необходимости. СССР лидировал в мире по производству кожаной обуви, но советские люди гонялись за импортной. Страна производила больше всех сливочного масла, но оно нормировалось. В Челябинской области в 1981 году была установлена норма: 200 граммов сливочного масла на человека в месяц для крупных городов и 150 граммов для городов поменьше. Советский Союз не знал равных по валовому сбору сахарной свеклы, но сахар отпускался по талонам. СССР занимал второе место в мире по улову рыбы и добыче морепродуктов, по поголовью овец и свиней. Однако в свободной продаже в 1980-е годы был разве что минтай, а почти все мясопродукты распределялись по талонам, за исключением Москвы и Ленинграда. Этот диссонанс между производством и потреблением наводит на мысль, чт
Оглавление

Парадоксы советской экономики: изобилие на бумаге, дефицит в реальности

Советский Союз, вторая экономика мира по объему ВВП, представлял собой удивительный парадокс. С одной стороны, страна гордилась впечатляющими показателями производства, с другой - граждане сталкивались с постоянным дефицитом товаров первой необходимости.

СССР лидировал в мире по производству кожаной обуви, но советские люди гонялись за импортной. Страна производила больше всех сливочного масла, но оно нормировалось. В Челябинской области в 1981 году была установлена норма: 200 граммов сливочного масла на человека в месяц для крупных городов и 150 граммов для городов поменьше.

Советский Союз не знал равных по валовому сбору сахарной свеклы, но сахар отпускался по талонам. СССР занимал второе место в мире по улову рыбы и добыче морепродуктов, по поголовью овец и свиней. Однако в свободной продаже в 1980-е годы был разве что минтай, а почти все мясопродукты распределялись по талонам, за исключением Москвы и Ленинграда.

Этот диссонанс между производством и потреблением наводит на мысль, что значительная часть продукции уходила на экспорт для получения валюты, необходимой для закупки оборудования и развития военно-промышленного комплекса.

У истоков советской внешней торговли: от Красина до Микояна

Внешняя торговля - это искусство, требующее не только обучения, но и определенного таланта. Однако в СССР считалось, что партийная принадлежность важнее образования и способностей.

Развитие внешнеторговой деятельности в СССР часто ассоциируется с именем Анастаса Микояна, возглавившего Народный комиссариат внутренней и внешней торговли СССР в 1926 году. Однако истинным основоположником советской внешней торговли можно считать Леонида Красина. Несмотря на репутацию специалиста по организации боевых дружин в партии большевиков, Красин был образованным человеком, учившимся в Санкт-Петербургском технологическом институте.

Наиболее успешно внешняя торговля в СССР развивалась во времена НЭПа. Тогда, единственный раз за историю СССР, ее баланс был положительным. Советское руководство решило пойти по пути Российской империи, сделав ставку на экспорт зерна. В 1924 году доля зерна в экспорте составляла 37,8%, леса и лесоматериалов - 13%, нефти и нефтепродуктов - 11%, пушнины - 5%.

Первым наркомом внешней и внутренней торговли СССР в 1925 году стал Александр Цюрупа, недоучившийся агроном и один из организаторов продотрядов. После него ведомством недолго руководил Лев Каменев, но из-за его оппозиции Сталину на пост был назначен Анастас Микоян.

Микоян и его преемники: непростой путь советской торговли

Анастас Микоян, выходец из бедной крестьянской семьи, учился не экономике, а закону Божьему в духовных учебных заведениях. Одной из его первых задач на посту наркома стала продажа произведений искусства из советских музеев для получения валюты.

В 1930 году ведомство Микояна разделили на Наркомат внешней торговли и Наркомат снабжения. Микояну поручили заниматься снабжением, а внешнюю торговлю доверили Аркадию Розенгольцу. Несмотря на неоднозначную репутацию, Розенгольц оказался более успешным на этом посту, чем Микоян.

При Розенгольце доля зерна в экспорте выросла с 9,9% в 1929 году до 29% в 1930 году. Это было связано с жестким требованием Сталина форсировать вывоз хлеба для финансирования индустриализации. Однако из-за Великой депрессии цены на зерно упали, что в сочетании с чрезмерным экспортом могло способствовать массовому голоду 1932-1933 годов.

Розенгольц был расстрелян в 1938 году по обвинению в подготовке покушения на Сталина. Его сменил Евгений Чвялев, который также был вскоре арестован и расстрелян. После этого Сталин вернул на пост Микояна.

Торговля с Рейхом: советско-германское экономическое сотрудничество

Перед началом Великой Отечественной войны советское внешнеторговое ведомство под руководством Микояна успело закупить за границей значительные запасы стратегического сырья, не производившегося или производившегося в малых объемах в СССР. Это включало натуральный каучук, алюминий, никель, кобальт, висмут, кадмий, магний, ртуть, алмазы, вольфрам, ванадий, молибден и другие материалы. Микоян позаботился о том, чтобы эти запасы были перебазированы подальше от границы - в Оренбург.

Однако малоизвестным фактом остается экономическое сотрудничество СССР с нацистской Германией накануне войны. 19 августа 1939 года в Берлине было подписано Германо-советское торговое соглашение. Дополнительное соглашение, подписанное в Москве 11 февраля 1940 года, конкретизировало обязательства сторон.

СССР обязался поставить Германии:

  • 1 миллион тонн фуражного зерна и бобовых
  • 900 тысяч тонн нефти
  • 100 тысяч тонн хлопка
  • 100 тысяч тонн хромитовых руд
  • 500 тысяч тонн железной руды
  • 300 тысяч тонн чугунного лома и чугуна в чушках
  • 2 400 килограммов платины

Кроме того, СССР поставлял Германии те самые редкие металлы, запасы которых создавались на случай войны:

  • 11 тысяч тонн меди
  • 3000 тонн никеля
  • 950 тонн цинка
  • 500 тонн молибдена
  • 500 тонн вольфрама
  • 40 тонн кобальта

В обмен СССР получал:

  • Недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов»
  • Образцы корабельной артиллерии, мин, торпед, перископов
  • Образцы последних моделей самолетов
  • Образцы артиллерии, танков, средств связи
  • Более 300 видов станков и машин: экскаваторы, буровые установки, паровые турбины, нефтяное оборудование и т.д.

22 июня 1941 года, когда немецкие танки, частично изготовленные из советской стали и работающие на советском топливе, пересекали границу СССР, в обратном направлении по инерции все еще шли эшелоны с зерном и нефтью в Германию.

Однако, как ни парадоксально, это сотрудничество имело и некоторые положительные последствия для СССР. Поставленные нефтепродукты и продовольствие Германия израсходовала еще в ходе первоначального блицкрига, в то время как СССР пользовался полученными немецкими станками на протяжении всех четырех лет войны.

Внешняя торговля СССР представляет собой сложную и противоречивую картину. С одной стороны, она демонстрирует способность страны производить огромные объемы продукции и вести масштабную торговлю на международной арене. С другой стороны, она отражает парадоксы советской экономической системы, где рекордные показатели производства сочетались с дефицитом товаров для населения.

История советской внешней торговли также иллюстрирует, как экономические интересы могут преобладать над идеологическими принципами даже в самых, казалось бы, непримиримых противостояниях. Торговое сотрудничество СССР и нацистской Германии накануне Великой Отечественной войны служит ярким примером того, как государства могут вести взаимовыгодную торговлю даже в условиях глубоких политических противоречий.

В конечном итоге, внешняя торговля СССР, со всеми ее достижениями и противоречиями, сыграла важную роль в развитии страны, обеспечивая ее необходимыми ресурсами и технологиями. Однако она же стала одним из факторов, обнаживших внутренние проблемы советской экономической системы, которые в итоге привели к ее краху.