Продолжение статьи
Реликвии «Ермакова взятия Сибири»
Ермак и его казаки во время сибирской экспедиции имели при себе иконы, поскольку были людьми православными. В православии культ икон носит повсеместный характер, кроме того, считалось, что «в путях», а уж тем более в сражениях, иконы являются едва ли не главной гарантией успеха. Согласно преданию, у ермаковцев имелась походная часовня. Тобольский церковный историк А.И. Сулоцкий в середине XIX в. насчитал в главном храме Сибири, Софийском соборе г. Тобольска, 7 икон, якобы ранее принадлежавших «часовне Ермака». Однако сюжеты только двух из этих икон упоминаются в литературе. Одна из них – «…икона Христа Спасителя с предстоящими в серебряных венцах». Хранитель Тобольского древлехранилища А.И. Юрьевский в 1902 г. датировал эту икону началом XVI в. и отнёс к «новгородскому письму». После революции древлехранилище было разграблено и следы иконы затерялись. Известно также, что в Софийском соборе до 1826 г. хранилась «ермакова икона» святителя Николая «с серебряным золоченым венцом», «…которую бывший тобольский архиепископ Евгений в июле 1826 года препроводил в Санкт-Петербург ко дню коронования государя императора Николая Павловича». И это был не первый подобный подарок. Предшественники владыки Евгения также раздаривали «ермаковы иконы» по самым различным поводам. Вот что писал об этом А.И. Сулоцкий: «Из прочих (ермаковых икон. – С.Т.), как замечательных исторически, преосвященными тобольскими одни были отправлены для поднесения государям императорам по случаю их восшествия на престол или коронования, а другие розданы для благословения разным лицам, например, сибирским губернаторам и воеводам».
Двумя «ермаковыми иконами» мог похвастаться ещё в начале XX в. г. Берёзов. На одной из них был изображён архангел Михаил, на другой – св. Николай Мирликийский. Согласно преданию, иконы были принесены казаками – основателями Берёзовского острога, пришедшими в Сибирь ещё с Ермаком. Берёзовские казаки считали обе иконы своими палладиумами. В канцелярии городового казачества даже имелся своеобразный заместитель этих икон – образ, на котором были изображены архангел Михаил и святитель Николай. Подлинники же «ермаковых икон» находились в берёзовском Воскресенском соборе. В 1848 г. для иконы архангела Михаила «усердием берёзовских казаков» был устроен позолоченный киот, и в таком виде икона была поставлена на триподий (треножник) близ правого клироса Никольского придела. В 1857 г. образ архангела Михаила находился в иконостасе Казанского придела, по левую сторону от пономарских врат. Образ св. чудотворца Николая Мирликийского помещался в одноимённом приделе: «По правую сторону царских врат в первом ставе иконостаса…»
Н.А. Абрамов в своё время описал обе берёзовские «ермаковы иконы». Образ архангела Михаила: «писан на доске длиной три четверти аршина, шириной – около 10 вершков, которая так ссохлась, что в сравнении со своим объёмом сделалась очень лёгкой. По краям и особенно по углам она истёрлась и призатухла (видна гнилость). Один нижний угол с обратной стороны неизвестно когда обгорел. Наверху иконы изображено: с правой стороны – Предвечный Младенец и трапеза с хлебом предложения, потир и копьё. Сама икона изображает на крылатом коне архангела Михаила в княжеской короне; в устах его труба, в правой руке осьмиконечный крест, кадило и копьё, которым поражает поверженного дьявола – крылатого льва с человеческим лицом; в левой руке евангелие, кверху Берёзовская икона Архангел Михаил – грозных сил воевода Омский государственный историко-краеведческий музей 101 поднятое; внизу изображён городок с крепостью». Икона Николая Чудотворца: «Святитель изображён в рост, в одной руке держит церковь, а в другой – меч. (Никола Можайский. – С.Т.) На святителе риза золочёная». В начале 1960-х гг. краевед Г.А. Пирожников отметил в ряду икон, принесённых в Берёзов ермаковыми казаками, ещё и образ св. Георгия Победоносца. Икона якобы находилась в берёзовском Воскресенском соборе и была: «…украшена древними серебряными накладками с редким орнаментом и с надписью, что она принесена в Сибирь в 1592 году казаками, основателями Берёзовского острога». Однако нигде более сведений об этой иконе нет. О ней умалчивают Н.А. Абрамов и А.И. Сулоцкий, самые авторитетные знатоки сибирских церковных древностей. Не находим мы упомянутой Г.А. Пирожниковым иконы и в «Церковной описи» берёзовского Воскресенского собора за 1857 г., самой ранней из известных. Описание убранства иконы Георгия Победоносца от Г.А. Пирогова до определённой степени схоже с описанием оклада иконы Михаила Архангела из берёзовского Воскресенского собора, сделанным Н.А. Абрамовым: «На иконе – риза из серебряного листа с полинявшей уже позолотой древнейшей отделки, не кованая, но резцом вычерченная с обратной стороны иконы. Оклад – серебро-золоченый, шириной около 1 ¼ вершка чеканной работы; на этом окладе с четырёх сторон прибиты разной величины серебряные под золотом пластинки, (выделено мной. – С.Т.) на которых изображены следующие надписи: “1. Престол твой Боже во век века жезл правости жезл царствия твоего. 2. Небесного царя крепкий и сильный страшный и грозный воевода предстатель престолу величествия славный [всех Бога] творитель воли Господней совершитель вселенную прославляя враги скоро пленяя немедля николиже всюду готов и храбр на сопостаты. 3. Яко на легце облаце поднебесную проходя просвещая устрашая и отверзая. 4. Врагу оскудеша оружие вконец а грады разрушил еси”. Тыльная сторона иконы была обложена толстым зелёным сукном, какое в древности употреблялось на обмундировку воинов; оно для прочности по краям было приколочено тонким узким железом».
После революции берёзовские храмы были разграблены и запустели. В этом запустении навсегда сгинула «ермакова икона» святителя Николая. К иконе архангела Михаила провидение было милостиво. В 1939 г. Берёзов посетили сотрудники Омского краеведческого музея во главе с известным краеведом и музейным деятелем А.Ф. Палашниковым. В полуразрушенном здании Воскресенского собора музейщики подобрали 26 икон и церковную утварь. Долгое время «берёзовская коллекция» пролежала в музейных запасниках, только в 1990-х гг. начались реставрационные работы. Среди других икон была отреставрирована икона с изображением архангела Михаила. Её размеры, сюжет и остатки оклада не оставляют сомнений в том, что сегодня в собрании Омского музея изобразительных искусств хранится берёзовская «ермакова икона» архангела Михаила. Правда, серьёзных работ по датировке и атрибуции этого памятника иконописи пока не проводилось. В соответствии с достаточно спорной аналогией в середине 1980-х гг. Н.Г. Велижанина отнесла даже не саму берёзовскую икону, а её сюжетную линию к поволжской традиции. Попыток же датировать икону на основе искусствоведческого анализа до сего дня не публиковалось